Технология альтруизма
Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Б. В. Куприянов. Вариативность социального воспитания школьников

Авторские лагеря Костромской области — вариант социального воспитания учащейся молодежи1

Научное описание авторского лагеря как воспитательной организации требует определить ее место среди аналогичных социальных общностей. А.В. Мудрик под воспитательной организацией предлагает понимать разновидность социальных организаций, которые специально создаются государством и негосударственными структурами, и имеются своей основной задачей социальное воспитание определенных возрастных групп населения2

Исходным в идентификации авторских лагерей в данном качестве следует считать рассмотрение социального воспитания в качестве процесса относительно социально контролируемой социализации, осуществляемого в специально созданных воспитательных организациях; взращивание человека в процессе планомерного создания условий для целенаправленных позитивных развития и духовно-ценностной ориентации».3

Самое близкородственное для авторского лагеря социальное явление это — общественная организация (добровольное объединение граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей).

Двойственность авторского лагеря, в том, что он с одной стороны, представляет собой в определенный период воспитательную организацию, где молодые люди воспитывают детей и подростков, а в другое время — самодеятельное молодежное объединение, причем данное объединение является воспитательной организацией для студентов, в нее входящих.

Появление авторского лагеря связано двумя векторами: общественная инициатива и решение социокультурных проблем государственными органами. Р.В. Соколов, характеризуя общественно-педагогические сообщества, называет такие специфические черты, которые вполне применимы к обозначению особенностей авторского лагеря. Во-первых, движение авторских лагерей представляет собой педагогическую самодеятельность, «работу населения с населением» (взрослых с детьми) в сфере досуга, воспитание подростков в коллективе и через коллектив. Во-вторых, можно утверждать, что внешкольная сфера (сфера досуга) стала экологической нишей общественно-педагогического движения и «полем самореализации» для социальных новаторов в деле воспитания. Следует согласиться с Р.В. Соколовым в том, что источниками возникновения движения авторских лагерей являются способность населения к самоорганизации, цели и мотивы социального творчества и социально-педагогической инноватики, нормы взаимопомощи, сети ассоциативности, взаимной и социальной ответственности4

Вот интересные доказательства в пользу отнесения авторских лагерей к самодеятельным объединениям, которые можно почерпнуть из книги В.И. Ланцберга и М.Б. Кордонского. Объединения в той мере могут быть названы самодеятельными, в какой зависят от воздействия извне, насколько сами вольны, изменять свой состав, идеологию, формы, методы работы, сферы интересов. Еще один критерий — это мера свободы выхода из группы отдельных участников. Каждый человек может легко покинуть авторский лагерь, так как по большому счету не привязан к группе «жизненно важными «вещными» (материальными, физическими) благами или соображениями престижа»5. По классификации В.И. Ланцберга и М.Б. Кордонского авторские лагеря принадлежат:

— к экстернальным объединениям — группам, чья активность направлена вовне;

— могут быть рассмотрены как соединение двух социотехнических форм: «молодежный коллектив студентов и преподавателей», отличающийся достаточно высокой стабильностью состава и сплоченностью и «детско-подростковый поток» допускает одноразовое участие в мероприятиях группы большинства ее членов.

Деятельность авторского лагеря развивается на базе воспитательных организаций являющихся по юридическому статусу образовательными учреждениями. В течение года это может быть одно учреждение, которое предоставляет помещения для встреч, хранения оборудования и т.п., а в момент проведения тематической смены авторский лагерь сливается с детским образовательным центром, санаторием, базой отдыха и другим оздоровительным учреждением. Хотя в истории авторских лагерей Костромской области был прецедент, когда смена «Соколенка» провели на теплоходе, но это исключение из правил.

Выделим специфические черты особого вида воспитательных организаций, называемых авторскими лагерями. Воспитательные организации стали называть авторскими лагерями в Костромской области с чьей то легкой руки в начале 90-х годов. Скорее всего, тогда, когда возникло это социально-педагогическое явление, название определили по аналогии с авторскими школами (воспитательными системами). Словосочетание закрепилось, однако научной трактовки не получило.

Феномен авторского лагеря. В двадцать одной диссертационной работе по филологии и по одной (искусствоведение, философия, история), которые были защищены в нашей стране с 1987 года по настоящее время, проблема авторства рассмотрена в следующих контекстах: автор как элемент художественного процесса определенной эпохи, в том числе институт авторства как социокультурный феномен; философская концепция автора, авторское мировоззрение; формы, способы, стиль творческого выражения авторской позиции, точки зрения и проч.; диалог автора с иными субъектами творческого процесса, например с героем, читателем, или в системе автор — посредник (герой, повествователь, текст) — читатель.

Для психолого-педагогической науки категория авторства также не является новой. Проблему распознавания авторской позиции при изучении школьниками и студентами литературы поднимали Л.А. Забродина, В.А. Лимерова, Е.Н. Плыщевская, И.В. Рогожина. А.И. Беляева в 1999 году обратила внимание на формирование умений авторского редактирования у студентов университета. Т.Г. Пузыни в своей кандидатской диссертации, ввела категорию «авторство подростков». Впервые понятие авторство было применено по отношению к ребенку, воспитаннику, ученику. Главной задачей в этом смысле, как указывает в обосновании актуальности проблемы сам соискатель, является преодоление искусствоведческого, психологического характера, метафоричности при использовании термина «авторство». Диссертантка попыталась показать, как в детоцентричном образовательном процессе должна строиться педагогическая деятельность по развитию у подростка мотивации и способностей к самоидентификации в качестве творца-созидателя.

Разрабатывалась феноменология педагогического авторства: авторские курсы учителя (Т.П. Михайлова), авторский урок (И.Б. Трубникова), авторское учебное пособие (И.Ю. Кукушкина), авторские учебные программы (С.В. Обоева, Л.Н. Кузьмина), авторская методика в начальных классах (Н.Н. Ананьева), авторская система деятельности педагога-мастера (В.В. Анисимова, А.В. Перушкин), авторский класс (О.А. Извина). Авторство в рамках педагогических (воспитательных) систем высокого уровня, авторская школа (Т.С. Перекрестова, Т.В. Цырлина). На основе трактовки понятия в словарях, можно считать, что «авторство» — не что иное, как принадлежность произведения автору, разновидность субъектного и субъективного отношения к творческому продукту (произведению науки, литературы и искусства) в процессе его создания и использования. В соответствии с этим, авторский — это лагерь, задуманный и осуществленный автором (авторами).

Согласно современным словарям под авторской школой понимают обычно экспериментальное учебно-воспитательное учреждение, деятельность которого основана на ведущей психолого-педагогической концепции, разработанной автором или авторским коллективом. Опираясь на те же источники можно утверждать, что авторские лагеря возникли вслед за авторскими школами, в рамках определенной моды на педагогическое авторство. В своей кандидатской диссертации Т.Ф. Асафова назвала данное явление социально-педагогическим творчеством. Автор определил социально-педагогическое творчество как «процесс создания новых образцов жизнедеятельности поливозрастных воспитывающих общностей, обеспечивающих саморазвитие личности в процессе преобразования окружающей социальной среды»6. Опираясь на эту идею можно говорить об авторских лагерях как социально-педагогической инновации, общественно-педагогической инициативе.

Доказательством того, что авторские лагеря возникли вслед за авторскими школами, может служить тот факт, что расцвет авторских лагерей пришелся на начало 90-х годов, а термин авторская школа вошел в обиход в конце 80-х годов. Также как и авторские школы, лагеря появились в обстановке «децентрализации управления образованием в России, преодолением единообразия образовательных учреждений и провозглашением принципа их автономности в качестве принципа государственной политики в области образования».

Общей чертой авторских школ и авторских лагерей является еще и то, что их концепции и практика обычно существенно отличаются от традиционной практики школ и лагерей, «часто строятся на противопоставлении этой практике, её критике и доказательстве преимуществ новых подходов перед известными». Основа авторского лагеря, как и авторской школы — это заранее разработанный оригинальный (отсюда — авторская школа) концептуальный проект.

Еще одна аналогия. Если в авторских школах в роли создателей выступали как учёные, так и практики, то в авторских лагерях это были практики, часть из которых становилась учеными в процессе создания своей авторской концепции воспитания. Широкая эксплуатация понятия «авторская школа», привела к тому, что этот термин стали применять и к наиболее известным образовательным учреждениям прошлых десятилетий («колония А.С. Макаренко», «школа В.А. Сухомлинского» и др.). То же самое можно сказать и о «Комсорге», «Комсорге ПТУ» времен А.Н. Лутошкина и Л.И. Уманского, о «Соколенке» 70-80 гг.

Поэтому рискнем предположить, что авторский лагерь, это такая воспитательная организация, в которой все участники общности (опытные и начинающие педагоги, дети и взрослые) ориентируются на самореализацию в качестве автора, развиваются и соответствующие способности. Причем предметность у этого авторства различная: для педагогов — авторское мероприятие, методическая разработка, авторская программа, авторская система работы и т.д., а для подростков — авторство поступка, выбора, проекта маленькой жизни, называемой лагерной сменой.

Особенности авторских лагерей как воспитательных организаций. Вообще, решая аналогичную задачу по отношению к учреждениям дополнительного образования, мы пришли к выводу, что отличительные черты того или иного вида воспитательных организаций определяются целым рядом факторов. Однако, наиболее значимыми являются:

— принцип вхождения воспитанника в организацию, характеристики жизнедеятельности, поддерживающие мотивацию добровольности;

— взаимоотношения с воспитательной организацией, осуществляющей ключевую социальную функцию на данном этапе социализации;

— функции воспитательной организации в национальной системе социального воспитания, исторической линией оформления в общественном сознании этой функции;

— степень регламентированности воспитательного процесса;

— взаимоотношения с государством, различными ведомствами;

— специфики педагога-воспитателя, работающего в данной воспитательной организации.

Как уже указывалось, рассмотрение авторского лагеря как воспитательной организации связано с выделением двух пластов: первый — воспитательная организация для студентов, вторая — для школьников. По принципу вхождения оба пласта имеют общие черты и отличия, общей является, прежде всего — добровольность. Для студентов участие в деятельности авторского лагеря обусловлено полным перечнем мотивов: престижность (многие лагеря имеют в области позитивный образ), прагматические мотивы (многие руководители лагерей обладают возможностями повысить социальный статус молодого человека), ретромотивация (среди педагогов авторских лагерей 7% побывали здесь в качестве воспитанников), любительство (хобби), референтность педагогического коллектива, стремление к обретению профессиональной педагогической компетенции и т.п.

Для школьников мотивы приезда в авторский лагерь также разняться в зависимости от того, в который раз подросток участвует в программах. В первый раз школьники приезжают на смену того или иного авторского лагеря, узнав о лагере от сверстников, либо в силу того, что родители купили путевку. Второй, третий раз приезд на смену обусловлен эффектом ценностного резонанса, когда детско-взрослое сообщество в пространстве и времени обеспечило реализацию потребностей подростка. Нередко оказывается, что вторая смена оказывается субъективно хуже первой, а третья уступает второй и т.д.

В плане социального воспитания студентов авторские лагеря встроены в другую воспитательную организацию. Базовая воспитательная организация у авторских лагерей была различной и изменялась. Это был вуз, и учреждение дополнительного образования (Областной дворец творчества юных), учреждение социального облуживания молодежи (Городской клуб старшеклассников). «Кентавр» всегда был интегрирован в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (Костромской государственный педагогический институт, университет).

Если проанализировать социальное воспитание школьников в авторских лагерях, следует отметить такую динамику. Прежде всего «Комсорг» и «Соколенок» были тесно связаны с первичками общественных организаций, которые были размещены в общеобразовательных школах, для «Комсорга ПТУ» это были первичные организации ВЛКСМ в ПТУ области.

Первые авторские лагеря, как следует из документов и научных публикаций 70-х гг. были предназначены для «обучения и воспитания комсомольского актива школ области и исследования эффективности подготовки комсомольского актива школьников в условиях специализированного лагеря. Параллельно с этой задачей, в тесном взаимодействии и взаимопроникновении с предыдущей, решается задача исследования социально-психологических аспектов развития лагерного комсомольского отряда как коллектива», — писали А.Г. Кирпичник, А.Н. Лутошкин, Л.И. Уманский в 1976 г. В 1989 А.Г. Кирпичник указывал: «Более 15 лет практической и исследовательской работы педагогического коллектива Костромского областного лагеря школьного комсомольского актива «Комсорг» имени лауреата премии Ленинского комсомола А.Н. Лутошкина были направлены на поиск оптимальной системы обучения и воспитания старшеклассников, в которой главное действующее лицо — сам старшеклассник.

Авторские лагеря середины 90-х годов возникали в ситуации высокой степени независимости от государственного заказа на содержание социального воспитания и отсутствия государственной регламентации при оформлении педагогического замысла.

Характеризуя взаимоотношения с государством, различными ведомствами следует отметить, что авторские лагеря не что иное, как проявление педагогической самодеятельности в сфере досуга, область самореализации социальных новаторов в деле воспитания. Поэтому отношения общественно-педагогических сообществ с государством неустойчивые, с начала 90-х годов, эти воспитательные организации были поручены Комитету по делам молодежи. Степень государственной поддержки находится в полной зависимости от отношения к авторским лагерям отдельных руководителей отрасли.

Любой авторский лагерь существует большую часть времени в виде общественного объединения. Один раз в год авторский лагерь становится воспитательной организацией более привычного вида на территории той или иной базы летнего отдыха. Сочетание двух основных ипостасей является еще одной отличительной чертой данного феномена: общественная организация в один период и учреждение в другой. В первой происходит социальное воспитание студентов почти круглогодично в течение всего времени нахождения студента в педагогическом коллективе (от года до пяти). Во второй ипостаси осуществляется социальное воспитание подростков в ходе лагерной смены один раз в год (часть ребят приезжают сюда неоднократно, некоторые — до четырех раз). Кроме того, в рамках воспитательной организации проводятся научные исследования, разрабатываются и внедряются новые методики и технологии социального воспитания.

Функции воспитательной организации в национальной системе социального воспитания, история оформления в общественном сознании этой функции.

Для понимания специфики авторского лагеря важно, что появление этой разновидности воспитательной организации связано двумя векторами: общественная инициатива и решение социокультурных проблем государственными органами. Р.В. Соколов, характеризуя общественно-педагогические сообщества, называет такие специфические черты, которые вполне применимы к обозначению особенностей авторского лагеря. Во-первых, движение авторских лагерей представляет собой педагогическую самодеятельность, «работу населения с населением» (взрослых с детьми) в сфере досуга, воспитание подростков в коллективе и через коллектив. Во-вторых, можно утверждать, что внешкольная сфера (сфера досуга) стала экологической нишей общественно-педагогического движения и «полем самореализации» для социальных новаторов в деле воспитания. Следует согласиться с Р.В. Соколовым в том, что источниками возникновения движения авторских лагерей являются способность населения к самоорганизации, цели и мотивы социального творчества и социально-педагогической инноватики, нормы взаимопомощи, сети ассоциативности, взаимной и социальной ответственности.

Один раз в год авторский лагерь становится воспитательной организацией более привычного вида на территории той или иной базы летнего отдыха. Сочетание двух основных ипостасей является еще одной отличительной чертой данного феномена: самодеятельное объединение в один период и образовательное учреждение в другой. В первой происходит социальное воспитание студентов почти круглогодично в течение всего времени нахождения студента в педагогическом коллективе (от года до пяти). Во второй ипостаси осуществляется социальное воспитание подростков в ходе лагерной смены один раз в год (часть ребят приезжают сюда неоднократно, некоторые — до четырех раз). Кроме того, в рамках воспитательной организации проводятся научные исследования, разрабатываются и внедряются новые методики и технологии социального воспитания.

Взаимоотношения с воспитательными организациями, осуществляющими свои функции параллельно (на данном этапе социализации данной возрастной или социальной категории). Самые туманные отношения связывают авторские лагеря с общеобразовательными школами, которые фактически играют ключевую роль в социализации подростков — учащихся — участников профильных смен. Возможно, объяснение этому факту кроется в том, эти типы воспитательных организаций антагонистичны по своим социокультурным контекстам (обязательность, официальность, длительность школы — с олдной стороны и добровольность, неформальность, кратковременность лагеря — с другой).

Однако отношения со школой не распространяются на другие образовательные учреждения, именно на их базе разворачивается деятельность авторского лагеря. В течение года это может быть одно учреждение, которое предоставляет помещения для встреч, хранения оборудования и т.п. В момент проведения тематической смены авторский лагерь сливается с детским образовательным центром, санаторием, базой отдыха и другим оздоровительным учреждением. Хотя в истории авторских лагерей Костромской области был прецедент, когда смена «Соколенка» провели на теплоходе, но это исключение из правил.

Первоначально основным «местом базирования» в течение учебного года выступал педагогический вуз. Отношения авторских лагерей с альма-матер, которая в разные годы называлась по-разному: историко-педагогический факультет Костромского пединститута, социально-педагогический факультет Костромского педуниверситета, Институт педагогики и психологии Костромского госуниверситета — особый сюжет. Возникал своеобразный социокультурный механизм воспроизводства: школьник попадал в лагерь, становился его «фанатом», а затем стремился поступить на факультет, чтобы поехать в лагерь в качестве педагога. Постепенно местом базирования авторских лагерей стал областной дворец творчества юных, областной комитет Российского союза молодежи, другие образовательные и социальные учреждения. Достаточно давно в качестве «ежегодной витрины» для авторских лагерей проводится такое мероприятие как «Лето в красном галстуке». В последние годы это мероприятие приняло вид фестиваля, где кроме традиционного показа небольшого представления — визитки, от каждого авторского коллектива требуется проведение мастер классов, выпуск газеты, подготовка одного представителя на конкурс вожатского мастерства. С середины 90-х годов изменился и состав педагогов авторских лагерей, если первоначально значительную часть составляли студенты истпеда (соцпеда, ИПП), то сегодня какую-либо тенденцию для всех лагерей выявить сложно.

В Костромской области ни один авторский лагерь долгое время не имел юридического статуса, значительного имущества, помещений и т.п., поэтому всегда был встроен в другую воспитательную организацию, являющуюся образовательным учреждением. По правовому статусу авторские лагеря основное время своего существования ближе всего к молодежным самодеятельным объединениям, интересные доказательства в пользу этого тезиса, можно почерпнуть из книги В.И. Ланцберга и М.Б. Кордонского «Технология группы». Объединения в той мере могут быть названы самодеятельными, в какой зависят от воздействия извне, насколько сами вольны, изменять свой состав, идеологию, формы, методы работы, сферы интересов. Еще один критерий — это мера свободы выхода из группы отдельных участников. Каждый человек может легко покинуть авторский лагерь, так как по большому счету не привязан к группе «жизненно важными «вещными» (материальными, физическими) благами или соображениями престижа». По классификации В.И. Ланцберга и М.Б. Кордонского авторские лагеря принадлежат:

— к экстернальным объединениям — группам, чья активность направлена вовне,

— могут быть рассмотрены как соединение двух социотехнических форм: «молодежный коллектив студентов и преподавателей», отличающийся достаточно высокой стабильностью состава и сплоченностью и «детско-подростковый поток» допускает одноразовое участие в мероприятиях группы большинства ее членов.

Взаимоотношения с государством, различными общностями, организациями — отдельная сфера существования авторского лагеря. Представляется возможным выделить несколько групп субъектов, взаимодействующих с авторскими лагерями: «объективные заказчики» (государство, родители, образовательные учреждения), «реальные партнеры» (базы отдыха, оздоровительные центры), «родственные объединения» (педагогические отряды, другие самодеятельные группы).

Отношения авторского лагеря (в первую очередь педагогического коллектива) с региональными властями играют немаловажную роль в существовании и развитии общности. На эти отношения влияет тот факт что для ежегодного проведения смены нужны деньги и немалые. В условиях современной России чуть не единственным финансовым донором выступает областная власть.

В 70-80 годы важную роль в отношениях с «Соколенком», «Комсоргом», «Комсоргом ПТУ» играли Обком ВЛКСМ (региональный орган общественно-государственной организации), Областной совет профсоюзов, управление профессионального образования. С начала 90-х годов, руководство летней оздоровительной компанией было поручены Комитету по делам молодежи Администрации области (государственный орган). На характер отношений авторский лагерь — областная власть существенное влияние оказывает способность одних сформулировать государственный заказ на социальное воспитание и способность других этот заказ выполнить.

Отношения любой воспитательной организации с родителями следует интерпретировать как выполнение заказа. В тоже время, можно утверждать, что на данный момент, большая часть родителей не готовы сформулировать четкий заказ в сфере социального воспитания собственных детей. Скорее речь может идти о рамочном варианте: «Надо, чтобы ребенок хорошо провел время, не набрался дурных привычек, не заболел и т.п.». Взаимоотношения реализуются в четырех ситуациях: покупка путевки, проводы ребенка в лагерь, родительский день (приезд родителей на территорию лагеря) и встреча после окончания смены. Особенно важен для любой лагерной смены родительский день. Для подростков-участников смены важно показать родителям свои достижения, рассказать о том, что их переполняет. Для представителей педагогического коллектива встреча с родителями имеет значение в плане имиджа лагеря, программы, возможны и общие воспитательные темы для разговора.

Еще одна черта авторского лагеря в том, что участники педагогического коллектива выступают, время от времени как профессионалы в социальном воспитании подростков, организации досуга молодежи, обучения новым педагогическим технологиям профессионалов. Здесь осуществляется работа на заказ, существование в деловом режиме (организация и проведение мероприятий). Взаимными требованиями становятся качество (профессионализм) решения соответствующих задач. Представители педагогических коллективов авторских лагерей нередко проводят семинары в различных образовательных учреждениях, коммунарские сборы в школах.

Партнерами общности авторского лагеря являются представители базы проведения смены (работниками детского оздоровительно центра, дома отдыха). Эти отношения, прежде всего деловые, однако, как показывает опыт, работники базы (повара, технические служащие, завхоз, начальник лагеря, электрик и т.п.) вместе с педагогами лагеря существуют еще и в корпоративном, а иногда и в воспитательном взаимодействии.

Родственные отношения связывают авторские лагеря с детскими объединениями, которые по содержанию своей деятельности соответствуют профилю лагеря. «Комсорг» и «Соколенок» были тесно связаны с первичками общественных организаций, которые были размещены в общеобразовательных школах, для «Комсорга ПТУ» это были первичные организации ВЛКСМ в ПТУ области. В последние несколько лет представители педагогических коллективов лагерей выступили в качестве инициаторов создания детских объединений и школ допрофессиональной подготовки в учреждениях дополнительного образования города Костромы. Так родилась новая практика отношений между взрослыми и детьми участниками тематических смен авторского лагеря. Это отношения взрослых и детей членов профильных групп, которые весь год готовятся к участию смене. Особая линия отношений возникает между представителями лагеря с одной стороны и участниками самодеятельных объединений аналогичной направленности. Для большинства авторских лагерей «родственные чувства» вызывают педагогические отряды из различных регионов, для лагеря «Кентавра» — клубы ролевых игр, для «Города Надежды» — объединения юных предпринимателей, юных психологов.

Пространственно-временные характеристики жизнедеятельности авторского лагеря связаны с сезонностью. Авторский лагерь существует в своей развернутой форме (подростки и педагоги) только в периоды студенческих и школьных каникул, когда учащиеся не заняты в учебном процессе и могут стать участниками программ. В остальное время участие педагогов в деятельности авторского лагеря похоже на посещение объединения по интересам, периодично, параллельно с основными видами занятий (участие в производственной деятельностью, учеба и т.п.).

А вообще повседневность и событийность жизни авторского лагеря может быть представлена в виде годового цикла. Начинается год с анализа прошедшей смены. Эмоциональный фон этого мероприятия зависит от характера отношений, которые сложились в ходе смены. На самом деле этому мероприятию придается большое значение, так как именно здесь определяется, кто поедет на следующую смену.

Годовой цикл функционирования авторского лагеря

Сентябрь Анализ прошедшей смены
Октябрь Подготовка и участие в «Фестивале Лета». Встреча всех участников смены
Ноябрь Набор в педагогический коллектив, знакомство с но-вичками
Январь Начало разработки новой смены, уточнение состава творческих групп
Январь Выезд педагогического коллектива на сборы
Январь-март Работа по творческим группам: разработка проектов деятельности. Проведение различных мероприятий внутри педагогического коллектива
Начало мая Выезд педагогического коллектива для подготовки к смене
20-е числа мая Поздравление выпускников, работавших в лагере с окончанием вуза
Июнь-июль Участие в различных программах летнего отдыха и оздоровления
Июль-август Сборы педагогического коллектива перед заездом в лагерь
Июль-август Очередная смена лагеря
Специфика субъектов, осуществляющих социальное воспитание, преобладающий стиль отношений. Особенность ситуации педагогов авторского лагеря — студентов вуза состоит, в том, что он с одной стороны, они субъекты воспитания подростков, а с другой — воспитанники небольшой группы команды старших (по возрасту, опытности, положению в общности) педагогов.

Все участники молодежного педагогического коллектива — коллеги, сотрудники одной организации, которые вместе работают, участвуют в субботниках, отдыхают, развлекаются. Так, например, при подготовке смены, сборов педагогический коллектив включается в творческое созидание, выступая как своеобразное проектно-конструкторское бюро. Продуктом разработки становятся программы работы, планы проведения сборов, методические рекомендации и сценарии мероприятий. В каждом авторском лагере от времени практикуются мероприятия, рассчитанные в первую очередь на педагогический коллектив — это различного рода игры, конкурсы. Одним из кульминационных моментов в жизни авторского лагеря являются «генеральные репетиции» смены. Они проходят, как правило, в каникулы зимой и весной (два-три дня) и непосредственно перед сменой (в течение пяти-шести дней). Основные задачи этих форм можно сформулировать так: прожить отдельные элементы смены, окончательно выстроить последовательность эпизодов программы, скоординировать взаимодействие служб, центров, временных объединений, вжиться в символику быта лагеря: разучить песни, ритуалы. Определенное место при подготовке к смене занимает изготовление символика, атрибутики, а накануне заезда детей в лагерь при подготовке базы к началу смены, весь без исключения педагогический коллектив включается в грандиозную уборку. Общий для всего педагогического коллектива «философский кружок» возникает в какие-то принципиальные моменты жизни лагеря: после проведения смены, сборов и т. п.

Существует один момент во взаимоотношениях детей и взрослых, когда они ощущают единство и причастность к сообществу авторского лагеря это встречи — сборы участников смен в сентябре — октября. В основе возникновения этой традиции — желание обратиться к совместным переживаниям прошедшей смены, увидеть друзей.


Остановимся на тридцатипялетней истории социального воспитания в авторских лагерях Костромской области 1972-2007 гг.

Как указывал С.А. Шмаков, «в 60-е годы — годы «оттепели» — ведущей идеей стал поиск коллективной организаторской творческой деятельности, создание самобытных лагерных детских организаций» [50, с. 70]. Существенную роль в осуществлении воспитательных инноваций сыграл всероссийский лагерь «Орленок», который «стал ориентироваться на личность ребенка, … на акции заботы об окружающей жизни (идеи коммуны юных фрунзенцев И.П. Иванов, Ф.Я. Шапиро, г. Ленинград), на развивающий досуг как феномен отечественной культуры (С.А. Шмаков, О.С. Газман, А.А. Фомин, С.Н. Сафонов, Л.А. Балашкова, г. Новосибирск). В этот период, по свидетельству С.А. Шмакова, «стали возникать авторские клубы и летние лагеря энтузиастов каникулярной педагогики — «Искатель» Е. Волкова (г. Тула), «Каравелла» Вл. Крапивина (г. Свердловск), «Синегория» О. Газмана (г. Новосибирск), «Неунывайки» В. Ширяева (г. Липецк) и др.

Возможно, родственным или родительским явлением по отношению к авторским лагерям следует считать течение организаторов педагогических отрядов 70-х годов (движение педотрядов) [29, с. 24].

Определенную роль в развитии общественно-педагогического движения в стране сыграли решения XII съезда ВЛКСМ, проходившего в апреле 1958 года. В документах съезда указывалось на необходимость воспитания активных, умелых, убежденных граждан, развития у подрастающего поколения общественной активности и «формирование навыков общественника».

В работе И.М. Андромоновой отдельный параграф посвящен подготовке учащихся-организаторов в лагерях актива. Первым региональным инструктивным лагерем комсомольского актива старшеклассников был созданный в 1961 году в Курской области «Комсорг». Основателем лагеря был Л.И. Уманский, в развитии его идей большую роль сыграли Е.И. Дымов, А.С. Крикунов, А.Н. Лутошкин, М.И. Рожков, А.С. Чернышев, Е.А. Шанин. Задачи курского «Комсорга» определялись следующим образом: «подготовка лидеров к организаторской работе в школе, поиск новых эффективных форм организации жизнедеятельности старшеклассников»7. Сегодня, обратившись к сборнику программ социальной и психологической помощи молодежи города Курска, можно констатировать, что в этом городе вокруг «Комсорга» возникло целое созвездие лагерей. Нечто похожее нам удалось наблюдать во Владимире, где роль первоосновы сыграл лагерь школьного актива «Искатель». Все эти факты свидетельствуют о типичности процессов, происходящих в Костроме.

В Костромской области отправной точкой в формировании современной ситуации следует считать 1973 год — создание лагеря школьного комсомольского актива «Комсорг». В 1978-79 году возникают лагеря комсомольского актива учащихся ПТУ — «Комсорг ПТУ» и пионерского актива — «Соколенок». Данный период был «первой волной созидания». Как видно из анализа педагогической практики тех лет, активно шли инновационные процессы в воспитании (правда, мы сейчас говорим о провинции).

Хотя лагерь пионерского актива в Костромской области существовал и до «Соколенка»— 1957-61 гг., его организатором был С.М. Миценгедлер. Т.Ф. Асафова приводит слова С.М. Миценгедлера на Второй межобластной конференции, проходившей в Костроме: «Главное заключается в том, чтобы умения, знания активиста сочетались с навыками общественника, организатора».

Период до 1973 г., мы не взяли за точку отсчета, так эта тенденция не нашла в полной мере продолжения в дальнейшем, в отличие от опыта лагеря «Комсорг», который послужил первоосновой общественно-педагогического движения в нашем регионе. Приехали из Курска — Лев Ильич Уманский и Анатолий Николаевич Лутошкин. Они творили в Костроме в семидесятые годы, в то время, когда, по мнению С.Д. Полякова, обнаружилась тенденция к замыканию коммунаров в своих коллективах, к уменьшению числа коммунарски-ориентированных педагогов. Кроме этого, произошло снижение социального пафоса движения, на первый план вышли внутренние педагогические, а порой досуговые задачи [26, с. 16].

Лагеря актива в этот момент стали островками коммунарства, замкнутыми педагогическими лабораториями, сохранявшими коллективно-творческую деятельность в качестве социально-педагогического инструмента. Своеобразие первой волны создания авторских лагерей в Костромской области состоит в том, что в этом явлении переплелось социально-педагогическое с общественно-педагогическим. Ведь, с одной стороны, лагеря актива создавали комсомольские органы, с другой, в них в полной мере отражалась педагогическая самодеятельность преподавателей и сотрудников пединститута, студентов, общественности. Почему именно творчество педагогов-общественников так ярко разворачивалось в условиях временного летнего объединения? Во многом дело, прежде всего, в специфике загородного центра как института воспитания. Здесь возможно развернуть достаточно «плотно контролируемое» пространство — воспитывающую среду.

За период 1973 по 1989 гг. во всех трех авторских лагерях происходили динамические процессы. Так, например, первоначальная группа людей, которые основали лагерь «Комсорг» (А.Г. Кирпичник, А.Н. Лутошкин, Л.И. Уманский) в конце 70-х — начале 80-х реально уступила место другой команде (В.Г. Асафов, А.Г. Кирпичник, Н.М. Рассадин). В то же время, в конце 80-х годов в «Комсорге» вновь произошло изменение группы руководителей (А.Г. Кирпичник, Т.С. Шахова).

Если в начале 70-х «Комсорг» был классическим лагерем — школой комсомольского актива. Само слово «школа» задает традиционное значение определенного места, куда приходят учиться, следовательно, на первом месте стоит овладение учащимся знаниями, умениями, навыками. С другой стороны, то, что комсорги считали себя в лагере представителями школьных комсомольских организаций, оформляло миссионерский контекст: «мы должны научиться здесь комсомольской работе, чтобы улучшить жизнь своих сверстников в родных школах». С третьей стороны, Костромской «Комсорг» отличала военизация и игровая символика гражданской войны. Характерно такое наблюдение: «…в 1989 году я первый раз приехал в «Комсорг» в качестве гостя. Был вечер, лагерь собирался на «вечернюю поверку» — так назывался ритуал, завершающий день жизни. Отряды выстраивались рядом с плацем, во главе — командир отряда, рядом — инструктор. Духовой оркестр заиграл марш. Отряды строгими колоннами друг за другом выходили и занимали свое место. Прозвучали четкие команды, рапорт командиров — ответственному дежурному по лагерю…Затем очень коротко выступили комиссар лагеря и начальник штаба лагеря…».

В такой внешней атрибутики быта и жизнедеятельности лагеря угадывались черты, описанные А.С. Макаренко в главе «Командирская педагогика» «Педагогической поэмы». Практика совместной деятельности поставила на повестку дня вопрос о том, как называть временное объединение, возникшее в колонии им. А.М. Горького для заготовки хвороста. Опираясь на военно-партизанскую романтику революционной борьбы, которая непосредственно и существенно отразилась в сознании колонистов, А.С. Макаренко, пользуясь терминологией, принятой в Красной армии, задал слова, определившие игровой контекст жизни и быта колонии на долгие годы: «отряд», «рапорт», «командир отряда».

В школе комсомольского актива овладение старшеклассником организаторской деятельностью было связано с предъявлением образцов этой деятельности педагогически коллективом, то соревновательность между отрядами в детской спортивной школе формирует общий дух стремления к победе, преодоления себя, совершенствования собственного тела. В рамках модели «школа» посещение занятий является обязательным для ребенка, принявшего решение стать учащимся данного образовательного учреждения, так как пропуск занятий препятствует успешному освоению последующего материала.

Для понимания взаимоотношений в процессе обучения в этой модели важно, что задача педагога дополнительного образования — удовлетворение спроса учеников на знания, навыки; задача ученика — потребительская (узнать, научиться)8. Взаимоотношения педагог — воспитанник носят императивный характер, объективно воспитатель осуществляет воздействие на ребенка с целью усвоения последним необходимого учебного содержания. Поэтому в воспитаннике ценятся способности к обучению, природные данные, усердие. Доминирующий критерий оценки здесь успеваемость. По социальному контексту отношения педагога дополнительного образования и воспитанника можно трактовать при помощи таких социальных ролей как тренер, преподаватель, мастер.

Характеризуя этикет первого этапа существования «Комсорга», следует отметить официального обращения, для спортивных школ обязательно ношение спортивной обуви, одежды.

Образование в лагере комсомольского актива в высокой степени профессионализировано, как правило, поэтому специфично высокой регламентированностью обучения: строгим расписанием занятий, обязательностью для всех воспитанников освоения учебного содержания. Обучение здесь выступает в таких видах и методах как индивидуально-групповое, дифференцированное, репродуктивное, присутствует в «школе» организация самостоятельной работы, зачетно-экзаменационная форма аттестации. Просвещение ориентировано на расширение эрудиции учащихся в избранной сфере, самообразование направлено в большей степени на будущую профессию, чем на хобби, или на удовлетворение ситуативного познавательного интереса.

Содержание индивидуальной педагогической помощи связано с содействием в самоопределении по отношению к осваиваемой организаторской деятельности которая для многих становилась сферой будущей профессии. некоторые сложности возникали у старшеклассников при овладении организаторской деятельностью.

Большой интерес вызывают изменения, которые стали происходить в авторских лагерях в середине 80-х годов. Прежняя яркость коммунистических идеалов утрачивалсь.

Второй этап развития авторских лагерей в Костромской области — 90 годы ХХ века и начало ХХI века. Начавшие изменения были обусловлены противоречием между социально-педагогическим энтузиазмом, захватившим студентов и преподавателей историко-педагогического факультета и, ограниченностью пространства для его реализации. Другими словами, воспитывающая общность историко-педагогического факультета в своем развитии стала социокультурной стихией изменения социальной среды, создав новые ниши воспитательной деятельности.

Вторым источником возникновения являлось ощущение неполного соответствия существующих программ деятельности «Комсорга» и «Соколенка» новым общественным условиям. Отсюда понятно, почему основной идеей, по которой создавались авторские лагеря в этот период, была альтернатива. Это означает, что созидание проходило под девизом «Делать все не так, как в «Комсорге», «Соколенке»!». Альтернативное направление объективно выражалось как в поиске форм организации деятельности, так и в попытках проектирования нового содержания деятельности временных летних детских объединений. В то же время не стоит забывать, что альтернативные идеи выдвигали и воплощали выходцы из «Комсорга», «Комсорга ПТУ», «Соколенка». Хронологические рамки второй волны созидания определяются так: 1989-92 гг.

Начало процесса положила организация в 1989 году лагеря пионерского и комсомольского актива города Шарьи «Трубач». Следует подчеркнуть, что «Трубач» 1989-90 года лагерь пионерского и комсомольского актива, — своеобразный микрокомсорг, только в отдельно взятом районном центре. Объективно эта программа была ориентирована на подготовку организаторов досуга. С 1991 года в «Трубаче» возникает и развивается тенденция к подчинению совместной деятельности осмыслению духовно-нравственных ценностей. Смена 1992 года была построена так, что каждый день основного периода был посвящен какой либо нравственной категории: «Добро», «Справедливость», «Красота» и т.д.

С 1990 года ведет свою историю лагерь абитуриентов Костромского пединститута «Летний колледж» (в некоторых документах лагерь «Абитуриент»), где С.П. Афанасьеву удалось воплотить оригинальную идею образовательной программы подготовки абитуриентов к поступлению в вуз. Сама идеология «Летнего колледжа» во многом опережала свое время и была, да, наверное, и остается, по сей день, не в полной мере соответствующей отечественной культуре воспитания в летних объединениях (чего стоит, хотя бы отказ от традиционной организации ночного отбоя).

Лагерь старшеклассников «Город Надежда» возник в том же году, что и «Летний колледж», при поддержке городского комитета ВЛКСМ. И по подбору старшеклассников, и по содержанию деятельности эта программа была досуговой, ориентированной на педагогическую помощь юношам и девушкам — жителям города Костромы в организации своего свободного времени. Затем все большее число ребят стали составлять советы старшеклассников школ города, а в 1995 году «Город Надежда» стал лагерем советов старшеклассников Костромского района (это было связано с тем, что команда лагеря перешла на работу в одну из школ района). Сложности финансирования программы из средств муниципального образования привели к тому, что уже с 1998 года лагерь превращается в лагерь областной ассоциации учащейся молодежи Российского Союза Молодежи. Новый виток изменений связан с тем, что в 2000 году «Город Надежда» объединил три программы: две образовательные — «Школа юного фермера», «Школа юного менеджера» и — программу для старшеклассников Российского Союза Молодежи. В 2004-2005 годах педагогический коллектив «Города Надежды» включил в свою программу кружковцев Областного дворца творчества юных.

За счет перехода педагогов из одного лагеря в другой, проведения совместных мероприятий, общего культурно-образовательного пространства историко-педагогического факультета Костромского педагогического института происходило влияние новых систем на «Комсорг» и «Соколенок». В обоих лагерях определенный импульс получили инновационные процессы. Нельзя, конечно, не учитывать то обстоятельство, что именно в это время отошли в небытие ВПО имени а и ВЛКСМ. К тому же в обеих общностях сменились руководители.

В 1994-95 гг. в Костромской области не только возникали авторские лагеря, но и проводились одиночные авторские смен. Достаточно условная разница между авторской сменой и авторским лагерем состоит не только и не столько в одно или много разовости, а, прежде всего, в возникновении (в случае лагеря) общности, осуществлявшей социокультурное воздействие на окружающую действительность.

В июле — августе 1993 года в детском центре отдыха «Родничок» начал оформляться коллектив, получивший впоследствии название лагерь «Релакс» (руководитель И.С. Шемет). Данная программа являлась составной частью психокоррекционной деятельности, развернутой Областным центром социального здоровья детей, юношества и семьи Комитета по делам молодежи Администрации Костромской области. В 1994 году на той же базе была проведена тематическая смена «Тренинг «Волшебная страна свободного дыхания». Своеобразие этого лагеря состояло еще и в том, что в летний сезон проводилось несколько смен в рамках одной программы. Скажем, одна смена была предназначена для молодежного актива Центра социального здоровья. Одновременно с «Релаксом» возникает летняя математическая школа (ныне — летняя многопредметная школа).

В начале 90-х годов общественно-педагогическое движение авторских лагерей приобрело принципиальное отличие от практики предыдущих лет. Отличие состоит в отказе от попыток сделать всех детей — участников временных объединений — субъектами организации совместной деятельности. Более принципиальным стало обеспечить субъектность ребенка в его собственной деятельности. Кроме того, особенность нашего времени состоит в оформлении целостного профиля возникающего лагеря. Поиск содержания и форм закончился к середине 90-х, началось созидание законченных систем.

В это же время возникает лагерь Областного Дома Творчества Молодежи (ДТМ), названный «Поколение». Лагерь «Поколение» заявил о себе как об общности творческой молодежи, однако содержание программ тематических смен часто приходило в противоречие с политикой набора детей: в лагерь, который планировался как молодежный, заезжали в основном младшие школьники. В середине 90-х годов осуществлялись попытки запустить ряд программ: лагерь «Искусство» (для юношества и молодежи — участников театральной самодеятельности), «Академгородок» (для студентов вузов и ссузов — членов Российского Союза Молодежи).

В 1994 году проводит свою первую смену лагерь ролевых игр «Кентавр». Новым в явлении этого лагеря было открытое признание игрового содержания совместной деятельности. Старшеклассников приглашали поиграть в сказочный мир, описанный американским фантастом Роджером Желязны в книгах «Янтарные Хроники» («Хроники Амбера»). Вызревание и рождение «Кентавра» происходило в общности лагеря «Трубач». Педагоги «Трубача» в ходе инновационного поиска остановились на использовании ситуационно-ролевых игр, заимствовали подходы и методики объединения по интересам «Город Мастеров», пригласили их в Шарью, сами стали участниками многих мероприятий в Москве и Подмосковье.

На следующий год после «Кентавра» был организован лагерь клуба старшеклассников города Костромы, названный впоследствии «Мир людей». Одним из самых молодых в числе авторских лагерей является «Талисман», программа которого разработана и осуществляется Молодежным центром города Костромы «Пале». Характерной чертой «Талисмана» в первое время являлась четко выраженная досуговая направленность. Сегодня «Талисман» представляет собой клубное волонтерское объединение.

Относительное благоденствие авторских лагерей Костромской области продолжалось с некоторыми перерывами до конца 90-х годов, затем общественно-педагогическая инициатива молодежи пришла в противоречие с региональной молодежной политикой. Противоречия отчасти снимались грантовыми программами Федеральных органов государственной власти и частной благотворительностью костромских бизнесменов. Начало третьего тысячилетия ознаменовалось относительной независимостью педагогических коллективов авторских лагерей, что выражалось в самостоятельности в выборе баз проведения смен, наборе тех категорий подростков, высокой степени финансовой самостоятельности. Явный кризис разразился в 2004 -2007 гг., когда значительная часть авторских лагерей фактически прекратила работать с региональными органами по делам молодежи. В практике сложилось три сценария: «автономия», «зависимость от государства», «зависимость от администрации детского центра».

Первый сценарий — «автономия» — педагогический коллектив:

— работает с администрацией загородного детского центра (базой отдыха), как правило, без договора;

— организует набор детей, через родителей и предприятия подключая к финансированию средства фонда социального страхования, приглашая подростков из экономически благополучных регионов, там где родители готовы реальные затраты на развитие и отдых своих детей, в размере превышающей региональный минимум;

— разрабатывает программу исходя из собственных представлений о целях и ценностях социального воспитания;

— вынужден работать с родителями как с клиентами;

— постепенно перерождается в фирму, однако коммунарское педагогическое прошлое мешает последовательной реализации бизнес-стратегии.

Второй сценарий — «зависимость от государства» — педагогический коллектив:

— существует в социально-педагогических традициях предыдущих лет, осуществляет финансирование, определяет место проведения смены и категории детей государство (региональный орган по делам молодежи), вынужден сохранять содержание программы социального воспитания вне зависимости от устремлений нового поколения участников общественно-педагогического сообщества;

— часто приходит в столкновение с региональным органом по делам молодежи, который зачастую не заинтресован в качестве смены (проблемы с набором детей — недозаезд или перезаезд),

— в новых условиях подвержен вырождению: из-за государственных норм финансирования летнего отдыха оплата труда является чрезвычайно низкой.

Третий сценарий — «зависимость от администрации детского центра» — педагогический коллектив:

— работает на условиях администрации загородного детского центра (базой отдыха), которая организует набор детей;

— разрабатывает программу социального воспитания исходя из заказа администрации или учета особенностей детей;

— испытывает тенденцию к деградации.

Как видно, из выше изложенного, утратив самостоятельность педагогический коллектив авторского лагеря разрушается (теряет свою «авторскость»). Анализ сложившейся ситуации приводит к пессимистической оценке перспектив авторских лагерей в Костромской области. Возможно данное явление в своем ярком виде было характерно для периода социального творчества (1989 -2004 гг.) в более стабильном обществе потребность в общественно-педагогических объединениях минимальна.




1.  Текст опубликован:

Куприянов Б.В. Авторский лагерь как общественно-педагогическое явление // Социально-психологическая помощь подросткам и юношам в личностном развитии: теория, технология, эксперимент: Материалы всероссийской научно-практической конференции. — Курск: Изд-во Курского гос. пед. ун-та, 2001. — С. 40—43.

Куприянов Б.В. Очерки общественной педагогики: авторские лагеря Костромской области. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001. — 68 с.

Авторские лагеря Костромской области: история и современность: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под ред. Б.В. Куприянова. — Кострома: КОИПКРО, 2006. — 184 с.

Куприянов Б.В. Авторские лагеря в воспитательном пространстве Костромской области // Воспитательное пространство: опыт региона: Монография. — Кострома: Студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2006. — С. 135—158.

Куприянов Б.В. Новейшая история педагогики летних каникул: авторские лагеря Костромской области // Работа с начинающими вожатыми. — М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006. — С. 24—49.

2.  Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. — 2-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — С. 111.

3.  Там же. — С. 9.

4.  Соколов Р. Социальное участие и социальное воспитание в контексте представлений о гражданском обществе // На стороне подростка. — № 3. — 2000-2001.— С. 22—24.

5.  Ланцберг В.И., Кордонский М.Б. Технология группы (сокращенный вариант) // Сельская школа со всех сторон. — 2001. — № 20. —С. 2.

6.  Асафова Т.Ф. Развитие социально-педагогического творчества во внешкольной работе с детьми в российской провинции второй половины ХХ века: Автореф. дисс… канд.  пед. наук. — Кострома: КГУ, 2002.— С. 8.

7.  Андромонова И.М. Воспитание социальной активности старшеклассников в теории и практике отечественной педагогики (1960-1985). Дисс…канд. пед. наук. — Кострома. КГУ им. Н.А. Некрасова, 1999. — С. 85.

8.  Ланцберг В., Кордонский М. Технология группы (сокращенный вариант) // Сельская школа со всех сторон .— 2001. — № 20.


Для печати   |     |   Обсудить на форуме



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  

  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100