Технология альтруизма
Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Разработано под руководством Юрия Устинова

КОНЦЕПЦИЯ областной общеобразовательной школы-интерната "Социальный лицей"

1995


"Социальный лицей" является стационарным, обеспеченным и оборудованным учреждением, синтетически сочетающим в себе функции школы-интерната общего, дополнительного и специального образования, службы координации и практического оказания социально-педагогической помощи детям, терпящим различные виды социальных бедствий, приюта-убежища кратковременного пребывания и проблемной лаборатории “Экология Детства” (см. концепции), которые являются единым социально-образовательным пространством.

Основой деятельности "Социального лицея" является сотрудничество детей и взрослых (воспитанников и педагогов), организованное взаимодействие детских сообществ в решении проблем, стоящих перед "Социальным лицеем", что позволяет вести поиск подходов, методик и средств на этапе, называемом “педагогика развития в единой социо-культуро-природной среде”.

Цели и задачи "Социального лицея":

1. Комплексное решение проблемы предупреждения правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, обеспечения их прав на образование и социальную защиту.

2. Помощь семье и обществу в воспитании детей, формировании у них потребностей самовоспитания, высокой степени самостоятельности, высокой нравственной культуры, стремления к ансамблевой организации при решении сложных проблем; раскрытие творческих способностей (в т.ч., в аспекте социального творчества).

3. Создание единого социально-образовательного и информационного пространства, позволяющего быстро и адекватно реагировать на кризисные социальные явления в детской среде.

4. Комплексное решение проблемы подготовки кадров для работы в сфере социальной педагогики, экстремальной педагогики, организации и проведению работ по спасению детей в чрезвычайных ситуациях в контексте Декларации прав ребенка, Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Конвенции ООН о правах ребенка и Конституции Российской Федерации.

5. Осуществление ранней профессиональной подготовки и практической деятельности в сфере социальной и экстремальной педагогики и спасательных работ (спасение детей во всех ситуациях и средах), инициирование в социальной среде общественных и детских движений само- и взаимопомощи в экстремальных социальных условиях и ситуациях.

6. Поиск, обобщение, разработка и внедрение отечественных и зарубежных программ и методик социальной педагогики, организация стабильного информационного обмена, создание информационной сети для организаций и лиц, работающих в данной сфере.

7. Разработка и опробование моделей социальной адаптации и коррекции поведения для детей и подростков, находящихся в состоянии социально-психологического бедствия, обеспечение их прав.

8. Создание реально функционирующих, информированных, педагогически, технически и методически обеспеченных структур экстренной помощи детям:

– беспризорным, беглецам из интернатных учреждений;

– безнадзорным из неблагополучных семей

– жертвам преступлений, правонарушений и жестокого обращения,

– терпящим иные виды социальных бедствий.

9. Оказание методической и практической помощи социальным работникам области (и города) в разработке и практическом осуществлении социально-педагогических программ.

10. Проведение исследовательской работы в сфере социальной и экстремальной педагогики, социальной инженерии, технологии групп.

Воспитанники "Социального лицея":

Первоначально "Социальный лицей" содержит в себе две группы воспитанников различного социального-педагогического уровня:

1. Группа "Социальный лицей - "Школа Спасателей” (см. Концепцию).

2. Группа “Приют-убежище кратковременного пребывания”. (См. Концепцию).

Первая группа состоит из специально отобранных и обучаемых детей, способных к оказанию, на своем уровне, психолого-педагогической и иной необходимой помощи сверстникам, находящимся в состоянии социально-педагогического бедствия.

Вторая группа - воспитанники приюта, в состоянии такого бедствия находящиеся (находившиеся).

Организованное сбалансированное взаимодействие этих двух детских сообществ приводит к созданию единой детской организации в "Социальном лицее", имеющей высокую степень ауторефлексии, самостояния, способную к широким и разнообразным контактам с окружающей социальной средой с целью создания единого социально-образовательного и информационного пространства (см. Цели и задачи).

Разработка Законов и положений, регламентирующих деятельность такой организации, ее название, Устав и др. - прерогатива самой организации, создаваемой в сотрудничестве с педагогами в рамках Устава областной общеобразовательной школы-интерната "Социальный лицей" и законов Российской Федерации.

Организация быта воспитанников группы "Социальный лицей - “Школа Спасателей" производится по типу, близкому к семейному (домашнему), поскольку "Социальный лицей" является для них постоянным местом жительства.

“Приют-убежище” является местом кратковременного пребывания и не должен ощущаться воспитанником как достигнутая цель в поисках обеспеченного места обитания. Поэтому организация быта “Приюта-убежища” производится по типу, близкому к “госпитальному, “казенному”, инициируя сотрудничество воспитанника с социальными педагогами лицея в поисках и обустройстве его постоянного места жительства.

Процесс обучения, воспитания, самовоспитания, раскрытия творческих возможностей, максимального самообслуживания и самостоятельности, уважения коллектива и своего места в нем, малая конфликтность, участие воспитанников в работе всех служб учреждения, социально-педагогическая и коррекционная деятельность в окружающей социальной среде является общим синтетическим процессом в контексте педагогики развития в единой социо-культуро-природной среде.

Деятельность "Социального лицея"

Социальный лицей оснащен сетью действующих детских микроклубов, студий, мастерских:

- студия художественного творчества;

- студия технического творчества;

- столярная мастерская;

- слесарная мастерская;

- радиомастерская;

- детская телестудия;

- театральная студия;

- литературное объединение;

- секция юных журналистов;

- фотолаборатория;

- музыкальная студия;

- туристская секция (штаб летней экспедиции);

- другие.

Указанные объединения обслуживаются сотрудниками "Социального лицея", имеющими навык деятельности в данных областях.

Таким образом, в рамках досугового времени воспитанников продолжается формирование единой воспитательно-образовательной среды - важнейшего признака настоящей программы.

При необходимости, "Социальный лицей" располагает специальными средствами для организации экстренной помощи значительным по количеству группам детей:

1. Резервный приют в помещении "Социального лицея".

2. Мобильный всепогодный полевой приют быстрого развертывания, обеспечивающий поддержание жизни и сохранение здоровья детей на местах бедствия до момента эвакуации в стационарные учреждения.

(см. Концепцию приюта-убежища кратковременного пребывания).

Стилистика взаимоотношений и разрешения конфликтов в "Социальном лицее" полностью и категорически исключает такие виды наказания, как физическое насилие, проявления “рикошетной” агрессии, направленной на воспитанника, психологическое давление, любые проявления жестокости, посягательства на честь и достоинство воспитанника.

Сотрудники, нарушившие стиль общения с детьми, должны немедленно подать заявление об уходе с занимаемой должности, либо контракт с ними должен быть немедленно расторгнут.

В качестве наказаний за совершенные проступки в "Социальном лицее" практикуются следующие:

- предупреждение о несовместимости проступка с принципами группы;

- предупреждение о возможной несовместимости совершившего проступок с нормами сообщества, в котором он проживает;

- освобождение воспитанника на определенный срок от всех трудовых обязанностей с сохранением основных прав потребителя (1 сутки, 3 дня, 7 дней);

- исключение из "Социального лицея".

В зависимости от личной позиции воспитателя, возможны различные виды самонаказания воспитателя за проступки воспитанника.

При заключении или продлении контракта с сотрудником, решающую роль играет рейтинг данного сотрудника в среде воспитанников учреждения.

Список сотрудников областной общеобразовательной школы-интерната "Социальный лицей":

1. Директор школы-интерната

2. Заместитель директора по административно-хозяйственной части

3. Старший воспитатель группы "Социальный лицей"

4. Старший воспитатель приюта-убежища кратковременного пребывания

5. Заведующий проблемной лабораторией "Экология детства"

6. Заведующий учебной частью

7. Заведующий складами

8. Юрисконсульт

9. Воспитатели группы "Социальный лицей" - 4

10. Воспитатели в приюте - 5

11. Социопсихолог (социолог) - 0,5.

12. Психолог, владеющий игротехническими методиками - 0,5.

13. Преподаватели общего, дополнительного и специального образования (лицей) и компенсаторного обучения (приют)

14. Повар-инструктор

15. Инструктор по самообслуживанию и домоводству - 2

16. Инструктор по детскому художественному творчеству - 0,5

17. Инструктор по детскому техническому творчеству - 0,5

18. Спортинструктор - 0,5

19. Врач

20. Медсестра

21. Ночная няня - 3

22. Социальный педагог - 4

23. Педагог-исследователь (проблемная лаборатория) - 2

24. Инженер по вычислительной технике, электронике и связи с навыками программиста.

25. Техник-оператор по эксплуатации и ремонту компьютерной, селекторной и радио-электросвязи.

26. Электрик

27. Вахтер - 4

28. Секретарь-делопроизводитель

29. Бухгалтер

30. Кассир - 0,5

31. Водитель грузового автомобиля

32. Водитель автобуса

33. Водитель оперативной автомашины - 4

34. Рабочий по зданию - 2

35. Сантехник

36. Уборщица - 2

37. Дворник-озеленитель -1

Для круглосуточной экстренной помощи детям, терпящим бедствие, в штатном расписании дополнительно должны быть предусмотрены:

1. Координатор - 4.

2. Дежурный оператор оргтехники и связи - 2.

3. Медсестра - 1.

4. Няня - 1.

5. Педагог-оператор - 2.

Другие концептуальные положения и моменты содержатся в сопутствующих данной Концепции документах:

- Концепция проблемной лаборатории “Экология Детства”;

- Концепция группы ранней профессиональной ориентации “Социальный лицей - “Школа Спасателей”.

- Концепция Службы экстренной помощи детям, находящимся в состоянии социального бедствия, экстремальных ситуациях, угрожаемом положении;

- Концепция приюта-убежища кратковременного пребывания.

Концепция проблемной лаборатории “Экология Детства”

1995


Проблемная лаборатория “Экология Детства” является базовым звеном авторского обеспечения программы “Социальный лицей” и, согласно авторской методике, осуществляет все виды сбалансированного взаимодействия элементов и модулей программы.

В задачи лаборатории входит:

1. Активная защита программы “Социальный лицей - “Школа Спасателей” от унификации государственными чиновниками, борьба за сохранение содержания, стиля и целостности программы.

2. Осуществление научно-педагогического поиска на этапе, именуемом “педагогика развития в единой социо-культуро-природной среде”, подготовка кадров для:

- создания единого социально-образовательного пространства, включающего школу-интернат, группу “Школа Спасателей”, приют-убежище кратковременного пребывания, проблемную лабораторию “Экология Детства”, службу экстренной помощи с блоком информации, координации и связи и др.;

- комплексного решения проблемы предупреждения правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, обеспечения их права на образование и социальную защиту;

- оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, всестороннего раскрытия творческих способностей детей.

3. Мониторинг и моделирование коррекционных социально-педагогических программ для коммуникативных территорий и неформализованных детских и подростковых групп в контексте организованного взаимодействия детских сообществ.

Поиск, разработка и внедрение игротехнических методик в сфере социальной педагогики, социальной инженерии, конфликтологии.

4. Проведение исследовательской работы в сфере:

- социальной и экстремальной педагогики, социальной инженерии, технологии групп, экологии детства, особенностей спасения детей в экстремальных ситуациях;

- комплексного решения проблемы подготовки кадров для работы по спасению детей в чрезвычайных ситуациях, социальной инженерии, детских движений и организаций;

- исследования взаимоотношений “ребенок - общество” в контексте Декларации прав ребенка, Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Конвенции ООН о правах ребенка и законов Российской Федерации;

- осуществления ранней профессиональной подготовки и практической деятельности в сфере социальной и экстремальной педагогики и спасательных работ, инициирования в социальной среде общественных и детских движений само- и взаимопомощи в экстремаль¬ных социальных условиях и ситуациях;

- поиска, обобщения, разработки и внедрения отечественных и зарубежных программ и методик социальной педагогики, организации стабильного информационного обмена, создания информационной сети для организаций и лиц, работающих в данной области;

- разработки и опробования моделей социальной адаптации и коррекции поведения для детей и подростков, находящихся в со¬стоянии социально-психологического бедствия, обеспечение их прав;

- создания реально функционирующих, информированных, педагогически, методически и технически обеспеченных структур экстренной помощи детям:

- беспризорным, беглецам из дома, интернатных учреждений;

- безнадзорным, из неблагополучных семей;

- жертвам преступлений, правонарушений и жестокого обращения;

- терпящим иные виды социальных бедствий.

В задачи лаборатории входит также оказание методической и практической помощи социальным работникам области и города в разработке и практическом осуществлении социально-педагогических программ.

Создание единого социально-образовательного пространства “Социальный лицей – “Школа Спасателей” осуществляется в виде комплекса долговременных программ.

Первый этап работы лаборатории включает программы:

1. Служба экстренной помощи детям, находящимся в состоянии социального бедствия, экстремальных ситуациях, угрожаемом положении – “Если ребенок в беде”.

2. "Южный полигон".

3. "ПриютИнформ".

4. "Школа спасателей".

5. "Яблочная гостиная".

6. "АЯ!".

1. Служба экстренной помощи детям, находящимся в состоянии социального бедствия, экстремальных ситуациях, угрожаемом положении – “Если ребенок в беде”.

Цель программы: создание стационарной оснащенной службы быстрого реагирования на ситуации, когда такая помощь должна быть оказана немедленно. Создание информационного банка по контингенту риска. Тесное взаимодействие с программами “Школа Спасателей”, “ПриютИнформ”, “Южный полигон”.

Служба экстренной помощи состоит из:

1. Специализированной системы приема и обработки информации "Горячий телефон".

2. Блока информации, координации и связи.

3. Дежурной бригады экстренной помощи:

– социальный педагог – координатор;

– педагог-конфликтолог;

– педагог-спасатель, владеющий специальными техническими средствами;

– оператор оргтехники и связи;

– водитель дежурной автомашины;

– медработник (находится в стационаре).

В случае необходимости оказания ребенку стационарной социально-педагогической помощи, на время принятия решения о дальнейшем пребывании он может находится в приюте-убежище или социальной гостинице областного специального лицея-интерната.

Социальная гостиница является условно изолированной территорией, обеспеченной для жизнедеятельности ребенка. Приют-убежище является реально отграниченной защищенной суверенной территорией ребенка, находящегося в угрожаемом положении и нуждающегося в защите. Любые посягательства на территорию убежища и неприкосновенность находящегося в нем ребенка, общение с ним помимо его воли являются недопустимыми.

Количество детей, проходящих курс социальной терапии в приюте-убежище и социальной гостинице за год составляет примерно 280-300 человек.

2. Профессионально организованный, насыщенный деятельностью детский туризм, со всей его многофакторностью и поливариантностью, открывает огромные возможности для комплексной социальной терапии малых групп в контексте данной программы.

Поэтому, исключительное значение для эффективности данной программы имеет “Южный полигон” , освоенный и оборудованный в период с 1966 по 1996 год в Горном Причерноморье (Краснодарский край) – сеть туристских маршрутов, биваков и домиков.

Содержание программы:

– использование детского туризма, как мощного комплексного средства социальной адаптации и социально-педагогической коррекции (см. программу “Если ребенок в беде”);

– использование потенциала “Южного полигона” для подготовки и переподготовки кадров в сфере экстремальной и социальной педагогики (см. программы "Школа спасателей", "ПриютИнформ").

Количество детей, проходящих курс социальной терапии по программе “Южный полигон” может составить от 50 до 500 детей в год, в зависимости от объемов обеспечения.

Комплектуемые группы дезадаптированных детей после туристских приключений на Южном Полигоне в совместном трудовом творчестве, в реальном общинном масштабе, в ситуациях, близких к экстремальным, приобретают, как правило, общечеловеческие нравственные ориентиры, практику социально значимой бесконфликтной совместной деятельности, самоутверждаются в самообеспечении и помощи окружающим, т.е. приобретают черты вполне социализированных, готовых к трудовой, общественной и творческой деятельности групп.

Там же, в продуктивном контакте с дезадаптированными сверстниками, проходит полную подготовку группа ранней профессиональной ориентации “Школа Спасателей”: создание экологических троп, обслуживание маршрутов спасательных служб, детский экологический патруль, теория и пракика спасательных работ в различных ситуациях и средах, биология, археология, история, работа со специальной аппаратурой, проведение творческих обучающих программ, полный цикл самообслуживания, и, как результат – отстутствие межличностных проблем, способность к ансамблевой организации при решении сложных проблем в своей сфере деятельности – социотерапевтических контактах с группировками безнадзорных и беспризорных детей.

Особо отметим работу детей по экологической реставрации местности (антропогенные разрушения). Такая работа может рассматриваться как “взаимореставрация” и имеет широкий контекст поиска природосообразности как всего детского сообщества, так и его отдельных членов.

Перспективой развития филиала “Южный полигон” может быть организация в Краснодарском крае детского природного парка (на начальном этапе – детского туристского заказника) в рамках которого возможно проведение обучающих программ по экологии, биологии, геологии и т.п., курса туристской техники.

Помощь в работе филиала готовы оказать Управление образования г.Туапсе, Черноморский региональный Центр Школьного краеведения, Туапсинский спасательный отряд МЧС РФ, которые на протяжении десятилетий знакомы с работой наших групп в Горном Черноморье (Краснодарский край) и имеют в своих штатах сотрудников, выросших и работающих в нашей программе.

3."ПриютИнформ"

Цель программы: сбор, систематизация и использование информации в сфере экстремальной, социальной и нетрадиционной педагогики, обеспечение информационного обмена с организациями и лицами, представляющими интерес для решения задач лаборатории и “Социального лицея”, оказание методической и практической помощи социальным работникам города и области в разработке и практическом осуществлении социально-педагогических программ.

Смысловые блоки программы:

– поиск (получение) информации;

– анализ информации, создание информационных банков;

– синтез информации;

– связь, передача информации.

В рамках программы постоянно действует очно-заочный семинар для социальных педагогов, информационно-консультационная служба.

Программа предусматривает также:

– осуществление связи с консультантами-специалистами;

– обмен информацией, встречи и обмен опытом с родственными службами и формированиями России и зарубежья;

– статистический и смысловой анализ социально-психологического фона среды обитания в различных масштабах и контекстах.

4. “Школа Спасателей”

Цель программы - создание на базе “Социального лицея” комплексных стационарных и заочных специализированных детских и подростковых групп ранней профессиональной ориентации в сфере экстремальной и социальной педагогики.

Группа “Школа Спасателей" является деятельностно-ансамблевым социальным организмом, особо организуемой детьми и педагогами социотерапевтической средой.

Предполагаемая структура и количество групп:

– очная группа обучения (“Социальный лицей - “Школа Спасателей”) - 12 человек;

– заочная группа обучения - 12 человек;

– профильная группа-семинар (специализация по интернатным учреждениям) - 15 - 18 человек.

Курсанты очной группы “Школа Спасателей” на время обучения составляют автономную группу воспитанников “Социального лицея”. Очная группа “Школа Спасателей” является основным деятельностным звеном в осуществлении всех программ лаборатории. Очная группа “Школа Спасателей является элитной, приоритетной, и стремится быть референтной среди организуемых и ведомых совместно с лабораторией детских и подростковых объединений.

Учебный процесс осуществляется на базе программы средней школы с углубленным изучением ряда предметов.

Помимо общеобразовательного комплекса предметов, программа образования включает следующие дисциплины и адаптированные курсы:

– основы социальной педагогики и психологии, основы социальной инженерии и конфликтологии;

– общая экология, экология детства, права ребенка;

– особенности спасения детей в экстремальных ситуациях;

– иностранные языки;

– основы мировой культуры;

– информатика, электронные и технические средства;

– транспортные средства;

– общая и специальная физическая подготовка;

– другие дисциплины и специальные курсы.

Учебно-практическая программа включает также, как практику коррекционной социально-педагогической деятельности, осуществление контактов с детскими и подростковыми группами (в первую очередь, с детьми социальной гостиницы и приюта-убежища при “Социальном лицее”).

5. "Яблочная гостиная"

Цель программы: создание коммуникативной территории, способствующей творческому, социально продуктивному общению детей и взрослых.

Программу гостиной, в частности, составляют:

– родительский клуб (20-25 человек);

– клуб социальных педагогов (20-30 человек);

– музыкальный клуб "Яблочный джем-сейшн" (15-40 человек);

– студия "АЯ!" - программа творческого развития детей, имеющих проблемы психического и психосоматического характера (20-50 человек);

– конкурсы, вечера, творческие встречи, праздники (25-350 человек с учетом использования дополнительных территорий).

Приоритетными аспектами работы “Яблочной гостиной” являются:

– поиск хороших, педагогически ориентированных людей, способных и желающих участвовать в обогащающем общении с детьми, педагогами, родителями;

– формирование благоприятного психологического климата в общении воспитанников и сотрудников “Социального лицея” с окружающей социальной средой;

– привлечение внимания общественности к реалиям социального кризиса и поиску путей помощи социально бедствующим детям.

6. “АЯ!”

Цель программы: разработка экспериментальных моделей адаптации через творчество и создание социотерапевтической среды для детей, имеющих проблемы психического и психосоматического характера.

Содержание программы:

– выработка моделей социальной адаптации и коррекции поведения для детей, имеющих проблемы психического и психосоматического характера;

– разработка методик социально-педагогической поддержки детей, на¬ходящихся в пограничных состояниях, либо имеющих особенности и свойства, не объясняемые привычными представлениями;

– исследование возможностей продуктивного общения здоровых детей и детей-инвалидов в процессе совместного осуществления ими социально значимых программ.

Сотрудники проблемной лаборатории принимают участие в работе всех подразделений и служб “Социального лицея”.

Одной из основных задач лаборатории является консультирование сотрудников “Социального лицея” по вопросам авторской концепции, методики и стилистики при разрешении ими различного рода педагогических ситуаций.

Концепция группы ранней профессиональной ориентации “Социальный лицей - “Школа Спасателей”

1966-1995


ПРОГРАММА И КОНЦЕПЦИЯ

Настоящая программа является альтернативной программой оказания помощи детям и профессиональной подготовки в сфере социальной и экстремальной педагогики, социальной инженерии.

Методика организованного взаимодействия детских сообществ создана и опробована в период 1966-95 г.г. неформальными творческими педагогическими объединениями России и Украины. Встречая на ранних этапах своего развития организованное сопротивление по причинам идеологического характера, методика не получила распространения и официально не признавалась вплоть до конца 80-х годов, когда изменения в общественно-политической жизни страны позволили выйти на свет новым формам работы с детьми.

Программа синтетически сочетает в себе:

- возможность информационно-методической координации на региональном уровне всех заинтересованных (и пока разрозненных) ведомств помощи детям, терпящим социальные бедствия: детям из неблагополучных семей, беспризорным, жертвам жестокого обращения, противостоящим влиянию криминальных групп, детям из семей мигрантов и т.д.;

- подготовку кадров (включая раннюю профессиональную ориентацию) для работы в сфере социальной, экстремальной педагогики и спасательных мероприятий, социальной инженерии и технологии;

- оказание практической помощи детям, терпящим различные виды бедствий, находящимся в угрожаемом положении;

- инициирование в детской среде движений с позитивной социальной направленностью;

- проведение исследовательской и научно-практической работы в сфере деятельности программы, разработку моделей социальной адаптации детей, находящихся в состоянии социального бедствия.

В связи с тем, что программа запускает в действие компенсаторные механизмы детских сообществ, самой детской среды, может пробуждать социальные и нравственные иммунитеты общества в контексте “общество-ребенок”, она позволяет значительно сэкономить материальные и людские ресурсы.

При поддержке органов образования, структур власти, средств информации и надлежащем правовом обеспечении, эта программа может вызвать позитивную “цепную реакцию” в среде детей и подростков и постепенно, в процессе сотрудничества переориентировать детские сообщества (в т.ч. группировки беспризорных и криминально ориентированные группы по месту жительства) от потребительского, криминального, охлократического стереотипа к само- и взаимопомощи в экстремальных социально-психологических условиях, поиску позитивной социальной значимости, планированию судьбы среди обретаемых нравственных ориентиров.

Одной из существенных причин охлократической ориентации детских сообществ является отсутствие их контактов с педагогически ориентированными самоорганизующимися и самоуправляемыми группами сверстников, имеющими социально значимую, нравственно и социально ориентированную программу жизнедеятельности. Отсутствует референтное звено, задающее ценностную ориентацию сообщества и его членов, являющееся для группировки моделью реализации социально позитивного потенциала.

Таким звеном в данной программе является специально отобранная и организованная детская группа ранней профессиональной ориентации “Социальный лицей - “Школа Спасателей” - основное смысловое и деятельностное образование в программе.

Группа “Социальный лицей - “Школа Спасателей” - стационарное полифункциональное детское объединение, где одной из важнейших внутренних установок является социо- и психотерапевтическая деятельность группы относительно сверстников, вступающих с ней в тот или иной контакт, организация среды на основе принятых группой ценностных ориентиров и целевых установок. В связи с этим, существенным моментом является принцип социального равенства в стартовых возможностях членов группы “Социальный лицей - “Школа Спасателей” и детей, вступающих с ней в контакт, что предусматривает для группы “Социальный лицей - “Школа Спасателей”, вкупе с моделью обычного домашнего, “семейного” существования, модель социально автономной группы (общины), живущей по принципу полного самообслуживания, в том числе бытового.

Обязательным условием приема ребенка (подростка) в такую группу является полная добровольность, осознание трудностей самообеспечения и самовоспитания, согласие родственников. При конкурсном отборе детей в группу “Социальный лицей - “Школа Спасателей” обращается внимание на моменты одаренности ребенка в сфере социального творчества, которые, в частности, могут проявляться в высоком качестве участия в ролевых играх с принятием на себя ключевых ролей, определяющих социальные параметры процесса игры и их динамику; в высоком авторитете ребенка в среде сверстников при решении микросоциальных проблем; в высоком качестве разрешения им конфликтных ситуаций и противоречий синтезом; экологическую модель поведения; аутопсихотерапевтические способности; выраженный интерес к социально-педагогической деятельности.

В настоящее время основу группы “Социальный лицей - “Школа Спасателей” составляют дети, несущие, благодаря явлению социального наследования, свойства, признаки и традиции детских объединений 60-х - 90-х годов, необходимые для привнесения их в конкретную среду развертки.

Группа ранней профессиональной ориентации “Социальный лицей - “Школа Спасателей” состоит из 12-ти детей - четырех микрогрупп по три человека, несущих разные смысловые и функциональные нагрузки, объединенных общей деятельностью, стилистикой, стремлением к ансамблевой организации состава профессионалов в области социальной и экстремальной педагогики, социальной инженерии, спасательных мероприятий.

Помимо общеобразовательной программы, группа изучает специально адаптированные курсы педагогики, психологии, социологии, конфликтологии, психотренинга, игротехники, арт-терапии и др. Предусмотрены занятия по программам эстетического, культурологического и общекультурного образования, общая и специальная физическая и техническая подготовка.

Группа “Социальный лицей - “Школа Спасателей”, по мере ее развития, становится ансамблевым социотерапевтическим центром, ориентированным на социальную и экстремальную педагогику, в разном стиле и в разной степени на каждом этапе своего развития. В дальнейшем — это группа специалистов, объединенных едиными подходами и целью, способная обеспечить стартовыми возможностями и опытом следующее поколение подобных групп, наполнить квалифицированными кадрами детские кризисные центры.

В статусе помощников, исследователей, стажеров члены группы “Социальный лицей - “Школа Спасателей” участвуют в работе всех подразделений и служб учреждения.

Являясь частью самой детской среды, группа способна быстро и адекватно реагировать на динамику процессов в этой среде, моделируя все новые формы участия в них.

По отношению к группировкам и микрогруппам, участвующим в совместной деятельности по организации детской среды, группа стремится занять положение референтной.

”Борьба с явлением” - экстенсивный и дорогостоящий подход - превращается в организованное и целенаправленное сотрудничество с явлением, моделирование социальных процессов, основанных на использовании оставшихся в подростковой среде здоровых социально-нравственных механизмов.

Настоящей программой возможно инициирование педагогически ориентированного детского движения, где педагоги, сотрудничая с детьми, станут одним из средств детской самоорганизации, будут работать не только с последствиями кризисных явлений, но и непосредственно с их причинами в среде коррекции установок, ориентаций и мотиваций.

Контакт дезадаптированных детей с группой РПО "Школа Спасателей" может происходить по следующей функциональной схеме:

1) информация о группе;

2) распознавание содержания жизни и деятельности группы, сравнение собственного социального опыта с опытом группы РПО посредством исследования опыта группы этим ребенком (группировкой) в совместной деятельности;

3) возникновение дилеммы о принятии или отрицании ребенком (группировкой) уклада, стиля и ценностной ориентации группы. Решение этой дилеммы:

А) сотрудничество с группой;

Б) пассивное отрицание, уход;

В) активная конфронтация;

Г) попытка организации объединения, сотрудничающего с группой РПО;

Д) попытка переориентировать собственную микрогруппу по новым законам;

Е) собственно в состав группы РПО;

Ж) участие в создании дочерних деятельностных структур, объединений "по интересам";

З) другие.

Комментарий к функциональной схеме

1. Информация о группе может быть получена от сверстников, средств местной и массовой информации, родителей, педагогов. Наиболее ценной представляется ребенку информация, полученная от сверстников, естественно распространившаяся в детской среде. Он реагирует на нее, как на самую объективную и авторитетную.

2. Распознавание содержания жизни и деятельности группы предусматривает свободный поиск ребенком (группировкой) контакта с группой. Стремление к такому контакту является первым основным динамическим моментом в поиске иных моделей поведения, ставит “обе стороны” в разную степень зависимости от искомой информации.

3. Важным периодом является процесс сравнения личного опыта (коллективного опыта группировки) с опытом группы “Социальный лицей - “Школа Спасателей” и отдельных членов группы. Вступив в контакт, ребенок (группировка) исследует новые обстоятельства, впечатления, виды деятельности, ориентации, будучи включенным в эту деятельность совместно с членами группы. В этот период группа “Социальный лицей - “Школа Спасателей” может рассматриваться им как многопрофильный детский клуб по месту жительства, “по интересам”.

4. Исследование (3.) заканчивается возникновением дилеммы о принятии или отрицании ребенком (группировкой) уклада, стиля, целевых установок и нравственных ориентаций “эталонной” микросреды. Следует отметить что насыщенность, привлекательность, обеспеченность микросреды на этом этапе для ребенка не менее важны, чем представление об ее нравственных ориентирах.

5. Варианты практического решения этой дилеммы многообразны в реальных микросоциальных условиях. Особенности методики предполагают относительно высокую эффективность программы, о чем свидетельствует существующий опыт ее реализации в различных условиях.

Модуль “Детское ядро” позволяет оперативно, в течение 2-х - 3-х часов разрабатывать любые программы, необходимые для решения конкретных социально-педагогических ситуаций.

Примечание: при небольшой модификации возможно тиражирование настоящей программы в населенных пунктах, имеющих население от 25 - 30 тыс. человек.

Группа “Социальный лицей - “Школа Спасателей”, приют-убежище и пункт экстренной помощи представляют собой единый комплекс, синтетически сочетающий в себе функции кризисной службы, приюта, группы ранней профессиональной ориентации и группы взрослого персонала. Основой такого синтеза является продуктивное сотрудничество детей, оказывающих помощь сверстникам, детей, которым оказывается помощь и взрослых, создающих вместе с детьми и сберегающих микросреду, в которой эти явления происходят.

При соответствующем обеспечении сообщество детей и взрослых способно к моделированию в сфере деятельности группы детских сообществ с общественно значимой социальной ориентацией и деятельностью, созданию на базе подпрограмм содержательных коммуникативных территорий и досуговых площадок, проведению разного рода адаптирующих мероприятий.

При осуществлении данной программы, ребенок, нуждающийся в помощи, приобретает в контакте с членами группы “Социальный лицей - “Школа Спасателей” навыки само- и взаимопомощи, превращается из пассивного объекта, ожидающего участия в нем различных специалистов и служб, в полноправного и активного участника этой помощи и помощи другим.

Концепция Службы экстренной помощи детям, находящимся в состоянии социального бедствия, экстремальных ситуациях, угрожаемом положении

1992-1995


Служба экстренной помощи детям, находящимся в состоянии социального бедствия, экстремальных ситуациях, угрожаемом положении является стационарной оснащенной службой быстрого реагирования на такие ситуации, когда эта помощь должна быть оказана немедленно.

Задачи:

1. Круглосуточный прием информации о детях, находящихся в состоянии социального бедствия, экстремальных ситуациях, угрожаемом положении.

2. Срочная обработка информации, выбор действия, оказание конкретной помощи ребенку с использованием всех имеющихся возможностей, средств.

3. Создание информационного банка по контингенту риска.

4. Обеспечение экстренной связи и постоянного взаимодействия с организациями и службами, способными содействовать в оказании помощи ребенку.

5. Оказание телефонной помощи ребенку, находящемуся в дискомфортном состоянии

6. Оказание информационной, методической и практической помощи родственным организациям города и области.

Служба экстренной помощи состоит из:

1. Специализированной системы приема и обработки информации "Горячий телефон".

2. Блока информации, координации и связи.

3. Дежурной бригады экстренной помощи:

- социальный педагог - координатор;

- педагог-конфликтолог;

- педагог-спасатель, владеющий специальными техническими средствами;

- оператор оргтехники и связи;

- водитель дежурной автомашины;

- медработник (находится в стационаре).

Техническое обеспечение службы экстренной помощи:

1. Компьютерное и оргтехническое обеспечение:

- компьютер с быстродействующим жестким диском большого объема (>`1 Гб);

- факс-модем, MNP-5, Hayes-comp., например, US-Robotics Sportster Vi;

- принтер лазерный HP 5L со сменным картриджем;

- сканер планшетный HP ScanJet 2P;

- система бесперебойного питания типа Back-UPS с выходной мощностью от 300 Вт;

- копировальный аппарат с возможностью делать до 50 масштабируемых копий формата A3 в день;

- стример отечественного производства АРВИД;

- сопутствующее оборудование и расходные материалы.

2. Телефон с АОН'ом, автоответчиком в режиме ожидания ответа абоненту, отключаемым громкоговорителем и беспроводной эргономичной телефонной трубкой, возможностью ввода фонограмм для ответа абоненту, блоком непрерывной магнитозаписи всех переговоров ("горячий телефон").*

3. Система внутренней экстренной связи.

- громкоговорящая внутренняя селекторная связь на 7 абонентов;

- радиостанция промышленного типа для экстренной связи с оперативным автотранспортом и бригадой спасателей;

4. Телефон учреждения ("холодный телефон") для остальных видов переговоров.

5. Автотранспорт:

- транспортные средства "Социального лицея";

- автомобиль высокой проходимости типа УАЗ, оснащенный средствами спасения и связи.

6. Полевой мобильный приют экстренной развертки в любой точке области с двухнедельным запасом обеспечения жизнедеятельности (20-30 детей):

- раскладушки

- матрацы

- мешки спальные утепленные

- палатки 10-местные

- комплект всех видов посуды на группу из 30 человек (туристский вариант);

- костровые приспособления 2-х - 3-х типов;

- автономные приспособления для приготовления горячей пищи;

- инструмент для оборудования бивака - комплект;

- медицинская аптечка;

- блок санитарно-гигиенической обработки;

- ремонтный набор;

- вспомогательное оборудование;

- емкости для аварийного запаса питьевой воды 2х50 литров.

Концепция приюта-убежища кратковременного пребывания

1992


Приют кратковременного пребывания является условно изолированной территорией помещения "Социального лицея", обеспеченной для жизнедеятельности ребенка, нуждающегося в экстренной социально-педагогической помощи.

Блок "убежище" является реально отграниченной защищенной суверенной территорией ребенка, находящегося в угрожаемом положении и нуждающегося в защите. Любые посягательства на территорию убежища, неприкосновенность находящегося в нем ребенка, общение с ним помимо его воли являются недопустимыми.

Все гарантии убежища действуют только тогда, когда ребенок находится на его территории.

Зачисление детей в группу "приют-убежище" школы-интерната производится по конкретным социальным показаниям, ходатайствам организаций, должностных и частных лиц при наличии мест. Степень необходимости зачисления определяется диагностической службой проблемной лаборатории "Экология Детства" при "Социальном лицее".

В "Социальном лицее" группа приюта живет в постоянно организуемом взаимодействии с группой "Школа Спасателей". Взаимодействие организуется таким образом, что группа "Школа Спасателей" становится референтной по отношению к группе "приют-убежище" (см. Концепцию группы ранней профессиональной ориентации "Социальный лицей - "Школа Спасателей", стр. 6).

В процессе контактов самоорганизация приюта как детского сообщества может проходить через следующие модели:

1.Авторитарная - модель с жесткими ступенями субординации, единым полновластным руководителем (воспитателем), схожая по структурному рисунку с охлократической моделью, принятой в среде стихийно возникающих детских и подростковых группировок.

Такая модель должна нести элементы "скрытого руководства", постепенно инициируя разделение ответственности и власти между взрослыми и детьми, что позволит перейти к более демократичной второй модели.

2.Сотрудничество. Этой модели присущи структурное и функциональное разделение педагогического и детского составов, "договорное", отраженное в законах приюта, разделение ответственности и власти между взрослыми и детьми. Детский состав при таком варианте становится относительно самостоятельным образованием, склонным к поиску все новых моментов и аспектов самоорганизации, которая представлена в системе как ценность.

3.Самостояние. Основой приюта является детская группа с высокой степенью самоорганизации и самообслуживания, с устойчивыми социальными и нравственными ориентирами, традициями и устоями. Работа педагога в таком варианте является работой советника, аналитика, наблюдателя, индикатора процессов, то есть - средства детского сообщества, предназначенного для самостроительства и самосовершенствования данного сообщества.

Здесь является оптимальным вариант со сменным командиром группы, которому делегируются права принятия решений в сфере самоорганизации группы и бытовых вопросов как со стороны детского состава, так и со стороны руководства и педагогического состава приюта.

Поскольку приют-убежище является местом кратковременного пребывания, основной функцией социальных педагогов, работающих в приюте, являются действия по обустройству ребенка на постоянное место жительства, восстановлению и защите его прав.

Ребенок, находившийся в приюте на протяжении достаточно продолжительного времени (1,5 - 2 месяца) и успевший включиться в жизнь приюта третьей модели ("самостояние"), при выходе из приюта может участвовать в инициировании в детской среде движений с положительной социальной направленностью, оставаясь при этом на патронажном контроле учреждения, поддерживая связи с референтной группой.

Таким образом, ребенок, которому оказана помощь, приобретает в контакте с членами группы "Школа Спасателей" навыки само- и взаимопомощи, превращается из пассивного объекта, ожидающего принятия участия в нем различных специалистов и служб, в полноправного и активного участника этой помощи и помощи другим.

Примечание: Как показала практика, для успешного осуществления процесса взаимодействия, возраст воспитанников приюта должен быть меньше возраста членов группы "Социальный лицей".

Воспитанник приюта имеет право на:

- получение бесплатного общего среднего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами и авторской концепцией;

- выбор формы обучения;

- получение дополнительных образовательных услуг;

- участие в управлении школой-интернатом в форме, определяемой ее уставом;

- уважение, свободу совести и информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений.

Воспитанник имеет право покинуть приют с разрешения администрации учреждения. Воспитанник, покинувший группу "приют-убежище" без этого разрешения, автоматически исключается из состава группы и лишается права на любые контакты с учреждением на 6 месяцев.

Воспитанник приюта обязан выполнять устав и правила внутреннего распорядка "Социального лицея" в части, относящейся к нему.

Возможный свод законов приюта:

1. Закон милосердия.

Я помогаю - каждому, не делаю вреда - никому.

2. Закон чистоты.

Мои тело и душа должны быть чисты.

3. Закон труда.

Я не пассажир на этом корабле, я - матрос.

4. Закон бережливости.

Я всегда берегу и свое и "чужое".

5. Закон помощи.

Я всегда приду на помощь, мне всегда придут на помощь.

6. Закон выбора.

В приют можно прийти, из приюта можно уйти, в приют нельзя вернуться.

7. Закон послушания.

Я подчиняюсь в приюте тому, кого признал своим воспитателем или выбрал командиром.

8. Закон дружбы.

Я дружелюбен ко всем в приюте.

9. Закон скромности.

Я не жду похвалы, я просто делаю добро.

10. Закон защиты.

Я защищаю слабого, меня защитит сильный.

ДОПОЛНЕНИЕ ПЕРВОЕ

В случае необходимости экстренного приема значительного количества детей (до 18 - 20 чел) вступает в действие резервный блок приюта в помещении "Социального лицея".

Работа резервного приюта осуществляется как сотрудниками "Социального лицея", находящимися на рабочих местах, так и срочно отозванными на работу с плановых выходных дней (отпусков).

Резервный приют имеет меньшую степень комфортности, нежели стационарный приют-убежище кратковременного пребывания, в связи с чем пребывание в нем ребенка не должно превышать по времени 10 - 15 дней.

ДОПОЛНЕНИЕ ВТОРОЕ

При необходимости экстренной, в течение 3-х часов, развертки полевого варианта приюта на 25 - 30 детей в любой точке на территории области в "Социальном лицее" имеется специальный грузовой блок с полным оборудованием и обеспечением такого приюта, средствами доставки, координации и связи, специально обученная бригада сотрудников.

В зависимости от сезона, метеорологических условий, текущего обеспечения и конкретной ситуации, полевой приют быстрой развертки может функционировать от нескольких дней до нескольких недель.


Для печати   |     |   Обсудить на форуме



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2000—2011.
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100