Технология альтруизма
Оглавление раздела

Альтернативные источники

на Деборе и Хавской
книгу можно добыть всегда (круглосуточно) и дешевле всего. К тем, кто не знает что такое Дебор и Хавская, это, увы, не относится. Впрочем, попытайтесь позвонить +79067870343 или написать dlyavas (сами-знаете-кто) gmail дот com . Вреда от звонка или письма точно не будет, а шансы есть.


можно получить инфу о продаже книги за 250 р. на неформальных тусовках  — теперь уже не только московских. Только для этого желательно не только читать, но СПРОСИТЬ, прямо в ЖЖ.

Почтой по Украине
книгу распространяет одесский книжный салон «Остров сокровищ», Одесса, ул. Ланжероновская, 2, тел. +38050 653-22-03, e-mail: lit_ostrov собака mail крапка ру. Оплата почтовым переводом. Цену уточнять по телефону или мейлу (ведутся работы по ее снижению).

Традиционные источники

Честно говоря, большая часть ниженаписанного уже потеряла смысл. Сейчас достаточно набрать в любой поисковой системе название книги и вывалятся сотни адресов интернетовских и обычных магазинах в разных городах России. Их число все растет, потому лучше пользоваться Яндексом или Гуглем чем этой страницей.

350 р, включая стоимость доставки по России. Кроме заказа он-лайн связь по по этому е-майлу.

293 р. не считая стоимости доставки по России.

345 руб.   Москва, Малый Гнездниковский переулок, д. 12/27, стр.2-3, тел. (495) 749-57-21, (495) 629-88-21.

по одноменному адресу в Питере.


Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ
К ОГЛАВЛЕНИЮ книги: Михаил Кордонский, Михаил Кожаринов. Технология группы — 2. Очерки неформальной социотехники

Для печати   |   Обсудить в ЖЖ   |   Обсудить на форуме

Для справок: «Словари сленгов неформалов»


Борис Михайлович Бим-Бад,
доктор педагогических наук,
профессор,
академик Российской академии образования
Москва

О действующей модели гражданского общества

Действительно ли перед читателем — учебное пособие? Для меня несомненно, что «да!». В нем сбалансированы рекомендации, примеры, теория и предсказания.

Правы ли авторы пособия, что «Это — книга об общих закономерностях развития любого неформального, или гражданского сообщества»? — И здесь твердое «да!». Под скромным названием скрывается серьезная и важная работа по истории, анатомии и закономерностям гражданского общества на примере молодежных культур.

Авторы книги потратили большую часть жизни на изучение обстоятельств зачатия, рождения, жизни, смерти и метаморфоз самых разных объединений молодежи. Их обобщающий труд создан на стыке историко-научных изысканий и подробного, детального (потому что — включенного) знания реальных неформальных групп, или сообществ, молодых людей.

Среди множества (в логико-математическом смысле) открытых авторами закономерностей формирования гражданского общества я выберу только небольшую, но показательную, на мой взгляд, часть.

* * *

Общественные движения — это элементы гражданского общества, самоорганизовавшиеся и компенсирующие не заполненные другими институциями потребности людей. Новое неформальное движение занимает пустующую (или запретную) в обществе нишу самореализации личности. Для диссидентов это — свобода слова в области политических и экономических дискуссий. Для хиппи — свобода от потребительского образа жизни, сексуальная и другие свободы. Для КСП и рока — творческая самореализация в «неофициальных» жанрах. Для ролевиков — дефицит раскрытия творческого образовательного потенциала в период схлопывания старых экономических ниш и т. д. В некоторых случаях деятельность общественных движений включена в жизнь всего общества непосредственно через производимые ими товары, услуги, культурные ценности, дополнительное образование кадров для рынка труда (собаководы, радиолюбители, рок, КСП…).

Во многом появление движения есть ответ на вызов современной эпохи, когда общественные противоречия толкают группы инициаторов, порождающих необходимый транслятор, на поиск новой формы существования общественной жизни.

Для нахождения нового культурного поля, на базе которого будет сформирован ответ на очередной вызов времени-пространства, творческому меньшинству необходимо отстраниться от остального общества (поскольку оно заставляет играть по своим правилам). Но для нужного ответа на новый вызов нужны уже иные правила.

Эти конструктивные уходы всегда сменяются возвратом в мир. На базе оформившихся носителях новых культурных традиций происходит изменение всего культуры общества в целом.

* * *

Новые общественные движения в начале своего развития почти всегда являются молодёжными.

Неформальное молодёжное движение — прежде всего система связей. Появление системы под единым брендом и с единой оргструктурой — это результат многолетней эволюции, когда первоначально один клуб, занимающийся преимущественно чем-то одним, отпочковывает от себя направления — другие клубы. Каждый из них имеет своё ядро, при этом между ними сохраняется единство общности. Сразу прыгнуть на этот уровень невозможно — либо будет одновременно несколько разных клубов под одной крышей, никакого единства; либо, что скорее всего, ничего не будет — все разругаются.

Временной срок (продолжительность) зарождения движений и первого цикла их существования — четверть века. Затем поле их деятельности «вдвигается» в большой мир, расширяя его границы.

Неформальная группа — та, существование и деятельность которой опосредствованы исключительно межличностными отношениями членов группы и не детерминированы никакими внешними силами. Неформальные сообщества состоят из неформальных групп и/или людей, связи которых носят неформальный характер.

К категории неформальных сообществ авторы относят, в частности, многие детско-юношеские клубы спортивного туризма, детские театральные студии и молодёжные некоммерческие театры, летние математические (биологические, химические и прочее) школы и ещё очень многие другие.

Все молодёжные неформальные движения обладают естественной притягательностью.

У части неформальных сообществ безусловно присутствует аполитичность, например, у филателистов.

Все члены неформального сообщества работают добровольно и бескорыстно. Неформальными авторы считают те сообщества, где бОльшая часть ресурсов (прежде всего — это труд) вносится самими членами сообщества добровольно (обычно — до 80%).

Бескорыстные массовые неформалы сохраняют творческий потенциал нации, культуру самоуправления, опыт работы с социальными моделями и синтеза различных культур. Примеры — движения исторической реконструкции и исторического фехтования.

Кроме огромной в сравнении с другими движениями численности и мощности, кроме материальной независимости, неформальные сообщества выделяются ещё одним важнейшим свойством — они носители идеалов. Реальное изменение общества может происходить только на идейной основе.

Новое сможет пробиться только в том случае, если воплощать его в жизнь будет не бюрократия, искажающая смысл любых реформ, а люди, преданные конструктивной идее и объединённые в движение с сетевой структурой координации (на сей день наиболее эффективной).

* * *

Квант неформального поля — клуб. Для любителей всего живого клуб — самая естественная и распространённая форма сосуществования. И его тоже легко уподобить живому: он зарождается, растёт, цветёт и увядает, падает срубленный или гниёт на корню, стоит сухостоем или лежит валежником, а после удачной жизни из созданных им зёрен вырастают новые клубы.

Примеры клубов: Клуб любителей. Его главная задача — удовлетворение потребности своих членов в знаниях. Наибольшим уважением в таком клубе пользуется тот, кто более учён.

Клуб общения удовлетворяет потребности своих членов в общении, больше всего там любят людей обаятельных.

Творческий клуб удовлетворяет потребности своих членов в творчестве, там ценится, прежде всего, талант.

Реактивная группа служит исключительно для духовного или нравственного самоусовершенствования своих членов. Главное человеческое качество в ней — совместимость с другими членами группы.

Неформальный производственный коллектив удовлетворяет потребности не-членов клуба, главное там — успех.

* * *

Авторы и их друзья оправданно считают, что «сейчас важно не упустить новую волну синтеза... То есть породить в итоге новых активных и молодых субъектов общественной, а может, и политической жизни.»

Количество инкубаторов, в рамках которых идёт синтез новых движений, стихийно нарастает и будет нарастать. Именно в эпоху синтеза движения получают тот «генетический» код, который проносят потом через десятилетия. Изменить этот код невозможно, а задавить движение силой можно только теоретически. Практика показывает, что в случае гонений настоящее сильное движение уходит в подполье, нисколько не зависит от отсутствия финансирования со стороны государства и меценатов и успешно выдерживает давление. Об этом говорит опыт хиппи, диссидентов, коммунаров, русского рока, ролевиков и многих других.

Вероятно, уже к 2013-2015 гг. большинство зародившихся движений пройдут кризисную точку. После неё станет понятно, кто выиграл социальный тендер, а кто — проиграл его и вытеснен на периферию общественного поля в виде разрозненных остатков, поглощаемых победителями, и примыкающих к оставшимся мемориальным движениям прошлой поры.

* * *

М. Кордонский и М. Кожаринов создали книгу о возможном будущем и о технологии его изготовления. Каким оно, наше будущее, будет, никто не скажет.

Давайте не просто надеяться на лучшее, но действовать. Благодаря нелегкому труду авторов мы теперь вооружены основательным и потому надежным знанием о механизмах становления и развития гражданского общества.

Дата публикации: 9 октября 2008


Для справок: «Словари сленгов неформалов»

Для печати   |   Обсудить в ЖЖ   |   Обсудить на форуме




  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  

  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100