Технология альтруизма
Оглавление раздела

Альтернативные источники

на Деборе и Хавской
книгу можно добыть всегда (круглосуточно) и дешевле всего. К тем, кто не знает что такое Дебор и Хавская, это, увы, не относится. Впрочем, попытайтесь позвонить +79067870343 или написать dlyavas (сами-знаете-кто) gmail дот com . Вреда от звонка или письма точно не будет, а шансы есть.


можно получить инфу о продаже книги за 250 р. на неформальных тусовках  — теперь уже не только московских. Только для этого желательно не только читать, но СПРОСИТЬ, прямо в ЖЖ.

Почтой по Украине
книгу распространяет одесский книжный салон «Остров сокровищ», Одесса, ул. Ланжероновская, 2, тел. +38050 653-22-03, e-mail: lit_ostrov собака mail крапка ру. Оплата почтовым переводом. Цену уточнять по телефону или мейлу (ведутся работы по ее снижению).

Традиционные источники

Честно говоря, большая часть ниженаписанного уже потеряла смысл. Сейчас достаточно набрать в любой поисковой системе название книги и вывалятся сотни адресов интернетовских и обычных магазинах в разных городах России. Их число все растет, потому лучше пользоваться Яндексом или Гуглем чем этой страницей.

350 р, включая стоимость доставки по России. Кроме заказа он-лайн связь по по этому е-майлу.

293 р. не считая стоимости доставки по России.

345 руб.   Москва, Малый Гнездниковский переулок, д. 12/27, стр.2-3, тел. (495) 749-57-21, (495) 629-88-21.

по одноменному адресу в Питере.


Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ
К ОГЛАВЛЕНИЮ книги: Михаил Кордонский, Михаил Кожаринов. Технология группы — 2. Очерки неформальной социотехники

Для печати   |   Обсудить в ЖЖ   |   Обсудить на форуме

Для справок: «Словари сленгов неформалов»


Елена Каракина
ученый секретарь Одесского литературного музея

Не как все

Вещь диковинная — ролевые игры стали привычным атрибутом современного общества. Еще недавно взрослые солидные люди лишь пожимали плечами, заслышав о «толкиенутых», скачущих с деревянными мечами и самодельными луками по лесам и долам. А теперь, — пожалуйста, многие и солидные и небедные готовы, если и не «Властелина колец» разыгрывать в лесах, то инсценировать знаменитые исторические сражения. Людей в них задействовано зачастую больше, чем на съездах крупных партий, а денег затрачивается еще больше. Шутка ли, шитье исторических костюмов, изготовление оружия, вплоть до пушек позапрошлого века и танков прошлого столетия? Не жалеют ни сил, ни времени, ни финансов на то, чтобы сыграть в «Бородино» или «Битву народов» под Лейпцигом.

Оказывается людей, которым «слишком черств хлеб насущный и они прячут под подушку ложку, в надежде, что им приснится кисель», гораздо больше, чем принято считать. Например, Михаил Кордонский и Михаил Кожаринов считают, что «неформалов» на территории «нашей бывшей родины» не меньше трех миллионов, по самым скромным прикидкам.

Оба Михаила, и Кордонский и Кожаринов сами «неформалы», в первом звании — коммунары. То есть они были членами романтического и популярного в 1960-70-х годах коммунарского движения. Потом движение стало мешать чиновникам «наверху» и отчасти было прикрыто, отчасти заглохло само собой. Но авторы пишут себя коммунарами. Значит, по-прежнему считают себя таковыми. Верней, относятся к своему прошлому с уважением, а не с отеческой улыбкой, — дескать, поваляли дурака в молодости, ах, молодо-зелено, а теперь остепенились и стали как все. Они не стали такими, «как все». Хотя оба вполне интегрированы в общество, преподают, пишут, создают молодежные структуры, много и плодотворно работают и вовсе не бесплатно. Книга, учебник по социотехнике, которую они вдвоем написали этому и посвящена. Но далеко не только этому.

Соавторы накопили за несколько десятилетий не только серьезный багаж участия в различных неформальных движениях, но еще и огромный педагогический опыт — оба учительствуют, а Михаил Кожаринов к тому же является много лет директором частной школы «Перспектива». Этот опыт и стал материалом для глубокой, серьезной, интересно и доходчиво написанной книги, которая заявлена как «Учебное пособие для лидера молодежной неформальной группы».

«Эта книга — пишут соавторы — о неформалах и для неформалов, а еще для их родителей, друзей, учителей, журналистов, политиков, социологов...

О неформальном движении, как особом типе социального взаимодействия, о том, как оно устроено, как зарождается, как живет и отчего умирает.

Свой анализ авторы, неформалы со стажем, чередуют иллюстрированными примерами из жизни различных сообществ — коммунаров, туристов, ролевиков, педагогов-новаторов и многих других».

Оказывается, нежелание отказываться от своего «детского прошлого», последовательность и верность себе может приносить удивительные плоды. Если, конечно, не застывать в упрямом инфантилизме, не желать видеть, как изменяется мир и «как покорный общему закону» меняешься ты сам.

Анализ существования неформальных обществ приводит авторов к удивительным выводам. Удивительным еще и потому, что результат существования «неформальных объединений» всем известен.

«Трудно представить себе, что по историческим меркам совсем недавно — в начале ХХ века вообще не было детского спорта, уроков физкультуры в школах, спортивных секций внешкольного образования. Спорта почти не было и в жизни обычного человека. Были другие любительские увлечения: живопись, музыка, литература. Но даже само словосочетание «физическая культура» до Пьера Кубертена звучало странно. Сейчас он известен, как создатель современных Олимпийских игр. Менее известно, что выпускник Сорбонны по специальности «педагогика» положил начало «спортивной педагогике» — науке о физическом образовании и нравственном воспитании молодежи путем спорта.

Именно Кубертен, еще до воплощения в жизнь своей утопии — Новой Олимпии, стал создателем спортивных союзов для детей. Уже только а одно это имя его должно навсегда остаться в мировой культуре. Кубертен создал общественное движение, тогда — маргиналов: им приходилось преодолевать полное непонимание чиновников и нескрываемый скептицизм коллег. Из ничего они выпустили в жизни нечто, что породило впоследствии и мощную индустрию, и исключительно массовое занятие, и цель, и средство, и область профессиональной деятельности и много еще чего».

Это лишь один из примеров, приведенных в предисловии. А если задуматься, их можно привести сколько угодно. Причем в самых разных областях человеческой, общественной деятельности. Вот, пожалуйста: два человека, азартно влюбленные в театр Алексеев и Немирович встречаются в ресторане «Яр» и там договариваются о создании труппы. МХАТ, как известно, существует уже более ста лет, и как театр, и как школа классического театрального мастерства. Да что там, МХАТ, если сионизм начинался именно как маргинальное, всеми осмеиваемое движение: «Было у отца два сына, один умный, другой сионист». Результат насмешек всем известен, а если сесть на самолет, то через каких-нибудь два часа к нему можно прикоснуться руками.

Не все примеры маргинальных сообществ в политике столь оптимистичны. Ленин сначала за кружкой пива в Женеве, а потом «кремлевский мечтатель», маргинал из маргиналов создал систему, которую до сих пор расхлебываем, никак расхлебать не можем. Гитлер с той же кружкой пива в руках по общий хохот озвучивал идеи Третьего Рейха, а привело к такому, что и в самом страшном сне не привидится.

И все же книга не о том, что часто именно маргиналы, неформалы меняют общество, развивают его, создают социальные катаклизмы. Что они являются носителями идей, общественного креатива — в политике, технике, искусстве. Это для обоих Михаилов, Кордонского и Кожаринова — общее место, для общеисторических примеров, как вышеприведенная цитата о Кубертене отведено предисловие.

Далее следует анализ, для которого используется специальная терминология. Каждый термин дан с дотошностью математика высшего уровня и преподавателя младшей группы детского сада. Кордонский и Кожаринов хотят быть понятыми людьми самых разных уровней образования. Они на практических примерах показывают, как формируется ядро неформальной группы, естественно вокруг лидера, как возникают ближние и дальние оболочки. Настаивают, что представляется совершенно справедливым, на том, что изначально неформальные сообщества состоят на 80 процентов из энтузиастов. Показывают, как слабый лидер может заменяться сильным. Как долго может жить неформальное сообщество, если застывает в своем ограниченном мирке. Или, наоборот, как оно преображается, причем происходит процесс взаимной интеграции. «Формальное общество» принимает идеи «неформального», и маленькая организация, основанная лишь на энтузиазме, начинает, так сказать «заказывать музыку». «Все» стремятся стать такими, какими недавно были отщепенцы, маргиналы, люди, существовавшие на границах общества, то есть, «не как все».

Резюмировать можно так — учебник, написанный «неформалами» может стать прекрасным учебником для тех, кто и не мечтал конфликтовать с обществом и взрывать его изнутри своими странными идеями.

Об одном лишь можно пожалеть — соавторы отвечают на вопрос «как»» и «каким образом», но не отвечают на вопрос, «почему» так происходит. Возможно, на вопрос «почему именно?» вообще нет ответа в этой жизни. Хотя, может сейчас, в эту минуту соавторы собирает новые материалы, стремясь ответить на вопрос «почему?». И еще на вопрос, «почему книгу Кордонского и Кожаринова можно купить только на «Острове сокровищ», в салоне при Одесском литературном музее?». Впрочем, на последний вопрос ответ известен: авторы — неформалы.

Дата публикации: 28 августа 2008


Для справок: «Словари сленгов неформалов»

Для печати   |   Обсудить в ЖЖ   |   Обсудить на форуме




  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  

  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100