Технология альтруизма
Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Людмила Сауленко. Молодежные субкультуры: украинский контекст

Несколько ступенек на лестнице поколений

Исходной точкой в нашем обзоре темы «Молодежная культура и субкультуры сквозь призму культурологии» стали 60-е годы XX века. Именно тогда вступило в жизнь первое послевоенное поколение, то есть поколение, для которого жизнь в условиях мира, а не войны, была явлением нормальным, естественным и в силу этого не могла стать идеалом, как было для предыдущего поколения — военного.

На Западе за этим первым послевоенным поколением закрепилось название «бумеры», так как они появились на свет в годы послевоенного демографического бума, когда во всех европейских странах и США резко повысилась рождаемость: люди жили с надеждой, что теперь, в период послевоенного экономического подъема, они могут не бояться за судьбу будущих детей. Просто жить в мире для этого поколения в силу объективных причин было уже недостаточно, в отличие от поколения их отцов, чье детство и юность пришлись на годы военного лихолетья. Поэтому естественно, что у этого поколения оказываются иные идеалы и цели в достижении этих идеалов. Такие личности как Стивен Спилберг и Билл Клинтон — типичные представители «бумеров», ставящие на первое место личный жизненный успех (Клинтон, как известно, уклонился от службы во Вьетнаме). В общем главные черты этого поколения определяет убеждение, что человека и общество можно улучшить. Для бумеров характерен, в частности, культ «семейных ценностей» (см. «Словарь терминов и понятий, употребляемых в этой книге».


Борьба против возрождения нацизма в Западной Германии, солидарность с борьбой колониальных стран за независимость и резкое отрицание расизма, протест против войны во Вьетнаме и др. являются ответом нового поколения на те вопросы, которые они первыми сумели увидеть в окружающем мире.

«Поколение-68» (то есть поколение, совершавшее «молодежную революцию 1968 года») в Западной Европе отличалось резко выраженными левыми, прокоммунистическими политическими взглядами. Оно пыталось внедрить в общество коммунистические идеалы как противовес и противоядие буржуазному «обществу потребления», в котором забота о материальном благополучии, сохранении социальных и расовых границ и формальном соблюдении традиционных норм жизни уничтожает нормальные человеческие взаимоотношения. Поразителен (хотя, если вдуматься, вполне закономерен) тот факт, что ряд крупных политических деятелей «молодежной революции» в последнее время заняли ключевые посты в общественно-политической жизни Европы. Это президент Польши Лех Валенца, широко известный как руководитель движения «Солидарность», выросшего из осмысления событий 68-го года, Даниэль Кон-Бендит — самая яркая и авторитетная фигура «горячего мая 1968 года» в Париже, «красный Дени», как называла его тогда вся Европа. В этот же список можно включить и бывшего вице-канцлера Германии Йошку (Йозефа) Фишера, известного в 68-м как Strassenkampfer — «уличный боец». Да собственно, и такая знаковая для истории XX века фигура как Михаил Горбачев тоже может быть причислен к «шестидесятникам».


В Украине «шестидесятничество» включало те же постулаты, что и во всем СССР: борьбу за право читать, писать, обсуждать все, что хочется человеку, не боясь быть репрессированным за «лишнее» слово. Но у нас оно включало еще и право посещать церковь, если ты того желаешь, говорить и писать на родном языке, читать все, что на нем написано, снять табу с темы независимости украинского государства и всей национальной истории.


Хотя многим из молодых читателей этой книги знакомо понятие «шестидесятники», все же уточним его содержание. Так в наших современных масс-медиа и в быту именуют поколение, заявившее о себе в 60-е годы XX века (точнее, в конце 50-х — 60-е). В определенной степени оно близко понятию «поколение бумеров», хотя возрастные рамки шестидесятников несколько размыты (яркими фигурами шестидесятничества были и люди, пережившие войну, по преимуществу это поэты и писатели, такие как Булат Окуджава, Виктор Некрасов).

Середина 50-х-60-е годы оказались временем некоторой демократизации общественной жизни в Советском Союзе. В частности, был разоблачен «культ личности Сталина» и признана «необоснованность» чудовищных репрессий против своего народа, вершившихся во времена сталинизма. Были сняты запреты с некоторых имен и явлений в искусстве и общественной жизни и т.п. Это вызвало резкие изменения общественного сознания и сформировало новый тип людей — более широко мыслящих, демократичных, интеллектуально раскованных, с развитым чувством собственного достоинства и четкой гражданской позицией.

Подчеркнем: эти люди искренне верили в чистоту коммунистических идей, а приоткрывшиеся чудовищные злодеяния советского режима объясняли как раз отступлениями от высоких идеалов коммунизма. Когда после событий «пражской весны» 1968 года (ввод советских войск в Чехословакию для подавления восстания пражских студентов, требовавших «социализма с человеческим лицом», то есть демократизации социалистического строя) вновь ужесточилось давление на всякое инакомыслие, многие из шестидесятников были объявлены «диссидентами» и подверглись репрессиям.

«Молодежная революция» 1968 года в значительной, степени была порождена противостоянием «отцов и детей» — конфронтацией поколений («не верь тому, кому больше 30!» — популярный среди молодых бунтарей тех лет лозунг).

Вопросы, вставшие перед молодым поколением, остались без ответа, т.к. поколение отцов оказалось не в состоянии дать на них ответы. Это были вопросы «почему?». «Почему в мире существует социальное и расовое неравенство?» «Почему младшее поколение обязано бездумно принимать идеалы отцов?» «Почему общество угнетает личность?»

Молодости всегда присущ максимализм. Молодые бунтари требовали абсолютной свободы, уважения к личности, справедливости и счастья для всех и немедленно. Но эти требования на практике вели не только к интеллектуальному противостоянию, философским дискуссиям и политическим лозунгам, но и к настоящему терроризму. Раскомплексованностъ, декларированная в противовес традиционным правилам буржуазной морали, оказалась чревата невероятными мутациями нравственности, вплоть до терроризма.

Миф «поколения-68» в Европе начал терять привлекательность после террористических акций, связанных с деятельностью «новых левых», но несмотря на это, он существует и по сей день. Советские же «шестидесятники» оказались едва ли не самой последовательно активной силой в процессе горбачевской перестройки, но вскоре были оттеснены с политической арены. При этом украинские «шестидесятники» своим авторитетом в огромной степени способствовали реализации идеи независимости Украины, которую они отстаивали в 60-е годы. Напомним, что многие из наших «шестидесятников» — не только талантливые деятели национальной культуры, но и люди, подвергшиеся жесточайшим репрессиям как «диссиденты» в 70-80 гг. и фактически своей жизнью подтвердившие верность идее независимости. Практически все они стали активными участниками политической борьбы первых лет нашей независимости, многие вошли во властные структуры (например, министром культуры независимой Украины стал бывший диссидент Иван Дзюба). Однако говорить о реальном влиянии этого поколения на политическую жизнь современной Украины вряд ли есть основания. Для этого оказались подходящими следующие поколения, о которых речь пойдет далее.

 << Два варианта ответа, или Теория как практический ответ |   Обсудить в ЖЖ  |   К ОГЛАВЛЕНИЮ  |   Обсудить на форуме  |   «Откуда они» или «Зачем они»? >>


Для печати   |     |   Обсудить на форуме



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2000—2008.
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100