Технология альтруизма
Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Людмила Сауленко. Молодежные субкультуры: украинский контекст

Новый подход к теории молодежной культуры?

Однако, как замечает Марк Титтлей («Новый подход к теории молодежной культуры»), смятение на поверхности подросткового мира происходит в результате систематического процесса обновления, выбрасывающего на поверхность различные типы подростков, каждый из которых обладает собственными идеями, ценностями, идеологией. Эти типы четко выражены, им свойственна согласная поддержка и энергичное управление. Если бы влияние ровесников или протест были бы истинными причинами «паводка» подросткового мира, в этом бы не было необходимости, оно было бы добровольным. Таким образом, автор выдвигает еще одну точку зрения на причины молодежной культуры: насыщенность. «Обратите внимание на такие особенности различных культур, — пишет Титтлей. — Хиппи 90-х годов, как и хиппи 60-х, отдают предпочтение пасторальности, естественности, духовности и непосредственности, спонтанности, равенству и щедрости. Этот набор ценностей четко выражен и очень последователен. Рокеры почти все это отрицают. В худшем случае рокеры переполнены желанием доминировать и враждебность ко всему инородному, чужому или неизвестному... Они слушают громкую музыку, напоминающую гимн и музыку племен, тогда как музыка хиппи — духовная и нежная — стремится к неизведанному. Итак, тут «внешний вид» — это одновременно и язык, формулирующий особый взгляд на мир.

В определенном смысле «би-парни» и «би-девчонки» — это те же рокеры, но они сформировались в американском гетто, и это повлияло на их стиль. Би-парни принимают насилие, царящее на улице. Они культивируют бандитскую внешность, образ, являющийся упреждающим ударом. Их образ декларирует такую твердость, о которой рокеры могут лишь мечтать, а хиппи — ужасаться. Идеология би-парней и би-девчонок — это ответ на особые условия гетто, расизм и бедность, а значит, они созданы для культурных обстоятельств, совершенно не похожих на те, в которых возникли рокеры или хиппи....

Для «готов» главное — самоанализ и меланхолия. Они склонны поэтически высказываться о «красивой смерти» и симпатии к вампирам. Но какими бы театральными не были готы, они не (или не только) ломают комедию и драматизируют свое состояние. Их мировоззрение — последовательное, определенное и притягательное, оно включает в себя потусторонние силы и создания, которых нет в космологии хиппи, рокеров и би-ребят. В черных пелеринах, с черными выкрашенными волосами и подведенными глазами эта община подростков отличается от других не только своим внешним видом, но и тем, что она вербализует, оформляет в слове собственную оригинальную культурную вселенную.

Кое-кто полагает, что панки — это азиатские монахи нашего общества. В лучшем случае, это молодые люди, которые отреклись от мещанского мира, что поучать остальных об обманчивости желаний и иллюзорной природе материального мира. Панки скажут вам, что они сами делают татуировки, чтобы поразить рокеров, и сами же делают пирсинг, чтобы выбить нас из тюрьмы общественных стандартов. Они нарушают правила, чтобы их выявить. И этому присущ нигилизм, который бы ужаснул хиппи, поразил рокера, смутил бы «би-парня» и вызвал отвращение у гота. Но нигилизм панков хорошо структурирован-это их собственный «мир для себя».

В каждом случае мы видим сложное культурное целое, нечто гораздо большее, чем поверхностные отличия. Каждая из этих групп представляет собой то, что я, при отсутствии более подходящего термина, назвал бы « малой культурой». Правда, что многие из этих групп выступают с протестами, но интересно, как по-разному, но при этом внутренне организованно они это делают. Следовательно, объяснять все подростковые субкультуры как один и тот же акт протеста — это значит обобщать именно там, где нам следует обратить внимание именно на особенности».

Итак, перед нами определенные культурные типы, каждому из которых присуще собственное понимание мира, то есть каждый из которых является «малой культурой».

Почему они возникают? В книге Дика Гебдиге «Субкультура: значение стиля», вышедшей в Нью-Йорке в 1979 году, Майка Брейка «Сравнение молодежных субкультур: социология молодежных культур и молодежных'субкультур в Америке, Британии и Канаде» (Лондон, 1985) и других исследованиях утверждается, что субкультуры возникают как ответ на давление, то есть на доминирующую смысловую систему. Они стремятся отделиться от главного русла культуры при помощи актов противостояния, протеста, отказа. Как замечают некоторые исследователи, в наше время существует тенденция «нацеплять ярлык «субкультура» на любую группу людей, отличающихся от других — например, фанов определенной рок-группы или спортивного клуба. Но определить группу как субкультуру означает, что она состоит в иерархических отношениях с неким стандартом культуры. Но сегодня определить или хотя бы указать на наличие такого стандарта становится все труднее и труднее (см. выше) — культура как таковая теряет целостность. И если в 70-80-е годы, когда началось и развернулось изучение субкультур, различение доминантной культуры и субкультур не являлось проблемой, то к 90-м годам эта проблема возникла и сегодня является основной. В это время понимание субкультур все более исходит не из их противостояния культуре, а из представления о культурном плюрализме и мультикультурности. Мир все более предстает перед человеком как «жилище со множеством комнат», в каждой из которых кто-то обитает.

Но возвратимся к истории изучения предмета наших размышлений.

Первым фундаментальным описанием молодежной субкультуры считается работа Дика Гебдиге «Прячущиеся в свете: наблюдения и образ молодежи» в вышедшей в Лондоне в 1988 году книге «Прячущиеся в свете: об образах и. вещах».

Как показано здесь, субкультуру отличает особый стиль жизни, который в свою очередь продиктован особым мировосприятием, а благодаря собственной субкультуре происходит, как говорят ученые, «социальная идентификация членов определенного сообщества». Иными словами, только через субкультуру молодой человек может дать себе ответ на вопрос: «Какой я?» — и ответ этот будет звучать так: «Я такой же, как мы». «Мы» — это представители одной субкультуры, будь то хиппи, панки, скины, хакеры и т.д. Молодой человек определяет себя среди других как принимающего ту же парадигму, а благодаря этому определяется (как говорят ученые, позиционирует себя) в обществе.

Субкультуры возникают не по мановению волшебной палочки или по желанию неких злокозненных сил. Субкультура — результат отношения определенной группы к процессам, происходящим в официальной культуре (лучше, пожалуй, назвать ее господствующей или преобладающей, т.к. термин «официальная» еще несет в себе оттенок значения «насаждаемая силой»).

Однако в наше время «главное русло культуры» утрачивает роль центрального, распадаясь на множество течений — а значит, «ритуалы противостояния» теряют смысл. Однако почему же в таком случае возникают и существуют молодежные субкультуры как таковые, если повод для противостояния в лице единой доминирующей культуры постепенно исчезает на наших глазах? — Вот вопрос, на который пытаются ответить современные исследователи молодежных субкультур.

Когда теория молодежных субкультур заявила о себе в 70-е годы в исследованиях Центра современных культурологических исследований в Бирмингеме, наиболее вероятной причиной появления молодежных субкультур представлялось стремление молодежи решить свои материальные проблемы. Особенности же каждой субкультуры (внешний вид ее представителей, стилистика их поведения, символика и т.п.) рассматривались исследователями как часть того «культурного кода», при помощи которого члены сообщества общаются с «добропорядочным миром». Заметьте: общаются, а не пытаются его приспособить к собственным нуждам. Тогда к какой конкретной субкультуре можно отнести слова из песни широкой известной группы «Машина времени»:

«Не стоит прогибаться под изменчивый мир —
Пусть лучше он прогнется под нас»?


 << Снова о субкультурах: теоретический аспект |   Обсудить в ЖЖ  |   К ОГЛАВЛЕНИЮ  |   Обсудить на форуме  |   Почему или зачем? >>


Для печати   |     |   Обсудить на форуме



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2000—2008.
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100