Технология альтруизма
Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Людмила Сауленко. Молодежные субкультуры: украинский контекст

Глава 1. Понятие «молодежной культуры»

Эта книга посвящена явлениям, с которыми — в той или иной степени — сталкивался каждый из потенциальных читателей: молодежной культуре и субкультурам.

Коль скоро любое явление описывается понятием, можно сказать и так: речь пойдет о том, с чем каждый из вас знаком. В самом деле: мы говорим «молодежная культура», «молодежная субкультура», полагая, что смысл этих выражений всем понятен. Однако пытаясь определить понятие «субкультура» и через него «молодежная субкультура», мы сталкиваемся с трудностями, первой из которых оказывается их неопределенность (а может быть, наша слабая информированность, нежелание или неумение «посмотреть в корень» всем известного явления?). Поэтому мы начнем с простого вопроса: откуда? Откуда взялось выражение «молодежная культура», что оно обозначало первоначально?


Возникновение понятия «молодежная культура» тесно связано с так называемым «движением перелетных птиц» («Wandervogel»). Начало этому молодежному движению положило основанное в 1901 году в Берлине общество «Перелетные птицы — комиссия ученических путешествий». Сегодня мы бы определили его как экологический туризм или движение за здоровый образ жизни. Члены общества стремились удалиться от жизни больших городов с их скученностью, одиночеством в толпе, отказывались от вредных привычек и других «язв цивилизации». Путешествия должны были дать молодежи совершенно новый опыт жизни и личной свободы.

Вот тогда-то и ввели педагоги-реформаторы новое понятие — «молодежная культура». Оно должно было создать противовес «культуре взрослых», то есть иерархическим по своей структуре родительскому дому с его четким и бездумным подчинением авторитету старших, и школе, также построенной на полном подчинении ученика учителю. Благодаря введению понятия «молодежная культура» подчеркивалась важность молодости как самостоятельного этапа человеческой жизни, а не «сырья для будущего взросления».

Следует отметить, что понятие «молодежная культура» оказалось в значительной степени классовым, ибо возникло в немецкой буржуазной среде и связывалось с нею. Молодежные группы рабочих, молодежные банды т.п. находились вне зоны внимания создателей концепции «молодежной культуры».

Итак, первоначально «молодежная культура» — это понятие педагогическое (!) и социально-политическое. Однако за столетие существования оно претерпело немалые изменения. Современная теория молодежной культуры включает молодежь всех социальных слоев и главными объектами внимания ученых оказывается то, что является общим для молодежи как возрастного этапа. Проще говоря, теория молодежной культуры изучает то, что отличает молодежь от взрослых как субъектов культуры. Что же их отличает? — спросим мы и сразу же услышим ответ: «Да почти все!» В самом деле все: и одежда, и прически, и своеобразный речевой код, и музыкальные предпочтения, резко отличающие молодежь от «предков», являются резко выраженными признаками того сообщества, в основе которого лежит категория возраста. Мы привычно называем это сообщество «молодежь». Но, если вдуматься, причины отличия не столько собственно возрастные, сколько культурные. Они представляют собой характерную черту развития культуры, неотрывного от демографических, социально-экономических и собственно цивилизационных процессов. Но есть и еще одно понятие, без которого не обойтись. Понятие всем хорошо известное, из тех, о смысле которых мы не особенно задумываемся, употребляя их. Это понятие — «поколение».

 << Назад  |   Обсудить в ЖЖ  |   К ОГЛАВЛЕНИЮ  |   Обсудить на форуме  |   Так что же такое поколение? >>


Для печати   |     |   Обсудить на форуме



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2000—2008.
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100