Технология альтруизма
Оглавление раздела
НЕФОРМАЛЫ 2000XX

Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Юрий Ивонинский
пос. Демьяново Кировской области


Доброе утро, ЛМШ!
или сказ о том, чем занимаются дети летом, и что за этим следует 1


Мама, мы все тяжело больны,
Мама, я знаю, мы все сошли с ума...
      В. Цой


Утро. Тишина. Сквозь стволы высоких полувековых сосен, окутанных рассеивающимся туманом, пробиваются лучи поднимающегося солнца. Поют птицы, слышится звук взмахов их крыльев. Внезапно гармоничное состояние нарушается голосом, громким и отчётливым: «Подъём!!!»... Так начинается ещё один день в Летней Многопредметной Школе.

Наверняка люди, которые впервые слышат о ЛМШ и о том, чем там занимаются дети, реагируют одинаково, а именно либо крутят пальцем у виска, либо думают и/или говорят вслух, что те сошли с ума. Да, это почти так, потому что ездить в разгар лета в образовательный лагерь для того, чтобы постигать таинства математики, физики или биологии — это просто безумие. Да, я тоже так думал, пока не съездил. С тех пор, вот уже пять лет я всеми силами пытаюсь вырваться из «цивилизации», чтобы попасть в окружение товарищей.

Двадцать пять дней в году он, Лагерь, живёт наяву, остальные 340 — в сердцах людей, которые хотя бы раз прожили в нём этот безумно маленький срок. Он, расположившись на самом, казалось бы, периферийном рубеже жизни, где нет ни СМИ, ни коммунальных удобств, ни устойчивого транспортного сообщения, живёт и здравствует вот уже двадцать третий год. Это много или мало — 23? Если говорить о человеческой жизни, которая как локомотив, движется и развивается день ото дня, то если речь идёт о лагере, то 23 — не такой уж маленький срок для лагеря, который существует материально не более месяца в году, а сумма сложения дней существования не превышает и двух лет.

Всё началось в далёком 1985 году, когда о «перестройке» только ещё заговорили, а научные дисциплины были вновь подготовлены к новым гениальным открытиям. Требовались лишь свои «энштейны», «дарвины». И тут внезапно на базе Кировского Центра Дополнительного Образования «Одарённый Школьник» (сокращённо — ЦДООШ) силами его руководителя Игоря Соломоновича Рубанова возникает Школа, первоначальной задачей которой была подготовка ребят по одному лишь предмету — математике. Бежало стремительное время, школа развивалась, и в 1996 году появляется физическое отделение, затем в 1998 году — биологическое, а в нынешнем, 2007, появилось химическое отделение ЛМШ.

За время своего существования Школа неоднократно перемещалась по Кировской области. В числе мест, где она побывала, значатся следующие пункты: Киров (1-я школа), Вожгалы (2), Русское (3), Перекоп (4), Просница (5,6), Бахта (7), Бошарово (8), Кстинино (9-11), Омутнинск (12), Вишкиль (13-23). Из указанного понятно, что ЛМШ в течение последних десяти лет базируется на территории ДОЦ «Вишкиль», бывшего, кстати, до распада Союза оздоровительным лагерем. После крушения социалистической системы центр начал стремительно сокращать свою площадь за ненадобностью (да и ввиду отсутствия у населения средств), а значит и разрушением корпусов и дач. Так и продолжалось бы до победы анархии, но в дело вмешался всё тот же ЦДООШ, которому требовалось место для проведения мероприятий по подготовке школьников к олимпиадам. С тех пор Вишкиль в июле каждого года собирает детей и преподавателей со всей России и ближнего зарубежья. В целом — более чем из полсотни российских городов, от Республики Саха до Украины. Цель у этих замечательных людей едина — учиться, отдохнуть и, что самое главное, пообщаться.

ЛМШ создаёт особый мир. Он как «чёрная дыра» засасывает людей и «перемалывает» их мировоззрение. В Лагере люди меняются, они становятся другими. Особенно это ощущается на более взрослых учениках. Те, кого Лагерь не может изменить, они никогда не приезжают сюда вновь. Это установлено давно, и сделать с этим, к счастью, ничего нельзя.

Жизнь прекрасна, и люди, бывавшие в Лагере, это знают. Не только дети, но и сами преподаватели. Причём треть последних — выпускники этой же школы, когда-то постигавшие таинства великих наук, а теперь сами несущие бремя, как их называют дети, «преподов». Все они — и дети, и «преподы» (в общей мере — примерно 500 человек) — едут сюда для трёх целей. Цитата из интервью преподавателя математики Шарича Владимира Златковича, ЛМШ-2006: «На третье место по «полезности» я бы поставил знания, которые они [дети] здесь получают. На втором месте, пожалуй, находится опыт жизни вдали от родителей в условиях, близких к «естественным». Но наибольшую пользу ребята получают тогда, когда находят здесь то, чего им больше всего не хватало. А это обязательно рано или поздно происходит. А что это — сказать не могу. У каждого ЛМШ-атника это что-то свое, сугубо индивидуальное».

В ЛМШ огромное количество традиций. Для их воплощения в жизнь есть люди, которых называют комиссарами, а проще — массовиками-затейниками. Без их деятельности большая часть мероприятий, проводящаяся в ЛМШ, превратится в ничто. Часть этих замечательных людей — бывшие ученики всё той же школы, воспитанные её порядками, нравами, устоями...

Для того, чтобы не сгинуть в круговороте ЛМШатской жизни, а также научиться находить «своих», в Лагере имеются бейджи. Это одна из устоявшихся традиций ЛМШ. Они представляют собой бумагу с эмблемой школы, именем и фамилией ученика, его классом и регионом, заключённую в пластиковую оболочку. Такой бейдж за счёт имеющейся «прищепки» можно прикрепить куда угодно, а значит, есть возможность познакомиться с человеком и свободно с ним общаться. Очень помогает, особенно в самом начале смены. Также бейджи являются своеобразными «пропусками» на дискотеку.

ЛМШ живёт строго, по расписанию, как в казарме. В строго установленное время — подъём, общелагерная линейка, завтрак, обед, занятия и прочее. Иначе — нарушение дисциплины, нарушение учебного процесса, что, в свою очередь, негативно скажется на общем состоянии Лагеря. За малейшие намёки на антиобщественное поведение (курение, употребление спиртных напитков, купание без разрешения, неудовлетворительное обучение) могут сделать серьёзный выговор и позвонить родителям, а то и вовсе отчислить. Такие меры оправдывают себя тем, что учебный процесс — серьёзное занятие. Тем более, дети привыкают к некоторой, что ли, периодичности, на что часто они не обращают внимание дома.

Наряду с плотным учебным графиком ЛМШатники занимаются и другими, не менее важными делами. Каждый день проводятся спортивные соревнования между командами параллелей по различным видам спорта (от дартса до игр с мячом); кроме того, имеют место быть мат/физ/био/химбои между параллелями. Проводятся дискотеки, интеллектуальные игры (в частности, Что? Где? Когда?). По ЛМШатским «выходным» проходят общелагерные мероприятия.

Если уж речь пошла о неделе, то здесь стоит остановиться подробнее. Дело в том, что ЛМШ от «цивилизации» (так называют дети внешний мир) отличается. Одно из главнейших — это строение недели. Она в Лагере состоит из пяти дней, последний из которых — всегда выходной. В каждый «рабочий» день проходит учёба (днём) и какое-то мероприятие (вечером), заранее установленное сеткой мероприятий, которую составляют всё те же комиссары. А «выходной» знаменуется чем-то масштабным, например, праздником Лагеря (так называемый День Эратосфена). Год из года мероприятия повторяются, но от этого они ни сколько не стареют, а преображаются, пополняясь новыми интересными событиями.

Непременно стоит сказать и о людях, когда-либо учившихся/работавших в ЛМШ, а впоследствии приезжающих в гости. Да, есть и такие. Остроумные дети дали им очень ёмкое и просторечное название — «БОМЖи». Да, они очень похожи на вышеуказанный слой общества: они не закреплены за конкретным жильём, для них не организуется питание, зато они свободны, как ветер (вспоминается кот из мультика, который гулял сам по себе). Но милые дети не дают своим товарищам умирать от голода и холода. Например, выносят из столовой оставшиеся порции, или устраивают в пустые комнаты на ночлег. У БОМЖей есть ещё одно прозвище — «подснежники». Объяснение этому простое: люди как первые цветы в холоде и голоде пытаются выжить в суровых условиях Лагеря, при этом уехать отсюда — значит сдаться, прекратить борьбу. В этом году и мне, кстати, выпало вкусить этот плод ЛМШатской жизни в качестве «подснежника». Романтика, да и только...

А каждый год, когда наступает пора расставаться, для того, чтобы никто не забыл о Лагере, проходит костёр. Ради одного лишь такого зрелища стоит прожить всю смену и выдержать пару-тройку зачётов да не поддающееся счёту количество занятий. В ночь, когда проходит костёр, нарушается привычный режим работы лагеря, например, его главное правило: отменяется отбой как таковой, а также всю ночь идёт дискотека. Следующий после костра день (это почти всегда 27 июля) ознаменован тем, что происходит разъезд учеников. Более трагичного мероприятия в жизни ЛМШ нет и быть просто не может. Представьте сами: людей, которые почти месяц жили единой семьёй, вдруг разрывают, увозят за тысячи километров друг от друга. Понятно, что без слёз тут не обходится...

Дети в ЛМШ меняются ещё и потому, что здесь они находят свою любовь, верных товарищей, понимающих друзей, образованных во всех спектрах жизни преподавателей, многогранно талантливых людей. Здесь дети и «преподы» болеют дружбой, любовью и прочими известными миру великими чувствами. Весь этот комплекс нельзя никак иначе, как «ЛМШатский синдром».

ЛМШ — это большая картина, сложенная из маленьких кусочков — паззлов. Когда происходит разъезд, каждый человечек с собой увозит один паззл, и хранит его в своём сердце. Так живёт ЛМШ в течение всех одиннадцати месяцев разлуки. Но наступает время, когда все вновь собираются вместе, и вновь все паззлы выстраивают огромную картину под названием ЛМШ. Но в силу того, что люди, уже окончившие школу, не приехали, картина утрачивает своё первоначальное состояние. Но получившиеся пробелы не остаются — их заполняют вновь приехавшие, и картина становится другая, хотя чем-то и похожая на предыдущую, но местами созданная новыми руками.

ЛМШ живёт, развивается, берёт на воспитание и отпускает в жизнь людей, а главное, собирает их всех для общения и обучения. И это здорово. Здорово и то, что есть люди, которые меняют жизнь в городах на маленький, не имеющий фактической границы кусочек земли ради детей, вновь сюда и приезжающих и приезжающих, чтобы найти здесь что-то своё. ЛМШ — место, где их понимают!

Доброе утро, ЛМШ!!!


1   Фразой «Доброе утро, ЛМШ» начинается всякая общелагерная линейка, проходящая утром каждого дня. На эти слова, произведённые из уст комиссара, дети отвечают тем же словосочетанием, только все вместе, дружно. Впечатление - потрясающее.


Для печати   |     |   Обсудить на форуме

  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2000—2008.
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100