Технология альтруизма
Оглавление раздела
НЕФОРМАЛЫ 2000XX

Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Михаил Кожаринов, Михаил Кордонский

 

КСП: краткая справка

Движение Клубов Самодеятельной Песни стало называть себя так (КСП, каэспешники) в начале 70-х годов ХХ века. Другие названия: бардовская песня, авторская песня, туристская песня. Истоком КСП послужило увлечение молодежи конца 50-х начала 60-х новой русской поэзией, несущей дух вольномыслия хрущевской оттепели — Евтушенко, Рожденственский, Вознесенский.

Это не означает, что песни на стихи именно этих поэтов были наиболее популярны среди каэспэшников. Явление «поэзия шестдесятников» участвовало в синтезе КСП, а синтез субкультур - неизмеримо более сложное явление, чем простое заимствование. Подробнее о закономерностях синтеза мы еще будем писать в книге и статьях этой серии.

Булат Окуджава запел свои стихи под гитару. Огромное количество неиздаваемых на бумаге поэтов находили своих слушателей в лесах и на полулегальных концертах.

Инкубаторами предтеч КСП — были неформальные составляющие формальных и неформальных корпораций. Бытовали песни туристские, геологические, альпинистские, экспедиционные, молодежностроевские, актерские (впоследствии феномен Высоцкого), блатные лагерные (впоследствии «русский шансон») и др. Непременной формой бардовской песни был комплект «акустическая гитара — голос». Множество песен было приспособлено для хорового пения — наследствие русского фольклора.

Вылупление КСП в отдельное сообщество произошло из очень массовой в СССР (число участников — порядка 5 миллионов человек) консорции спортивного туризма. Первые фестивали КСП «оформлялись» под туристские слеты. До сих пор значительная часть бардовских фестивалей происходит в условиях лесного палаточного лагеря. Свойством концертной бардовской песни являлось совмещение в одном лице автора (позже и иногда — только автора музыки) с исполнителем.

КСП успешно дистанцировалось от рока с электроинструментами, менее успешно — от блатной гитарной песни, но активно взаимодействовало с движением самиздата (магнитиздат, Александр Галич), туристами и альпинистами (Юрий Визбор), геологами и другими экспедиционниками (Александр Городницкий), актерскими сообществами (Владимир Высоцкий), самодеятельными поэтическими и театральными клубами.

Бардовские песни распространялись живыми носителями, а с конца 60-х и домашней звукозаписью и бытовали в большинстве неформальных кругов как атрибут свободомыслия и неподцензурности.

Таким образом, КСП явилось результатом синтеза движений: любителей и творцов новой русской поэзии шестидесятников, туризма и альпинизма, блатной песни, самиздата и диссидентства.

Трансляторами КСП первоначально являлись: костер (время досуга в походе или туристском лагере) или вечеринка (например, в актерской корпорации). Затем трансляторами стали клубное «заседание» (посиделка, но уже специально в песенной цели), концерт, обязательно включающий «междусобойчик» — большую посиделку после выступления в зале авторов-исполнителей с узким кругом любителей. Дальнейшее развитие трансляторов — конкурсы, фестивали, слеты, творческие мастерские.

В настоящее время (2006 год) КСП существует в мемориальной фазе, средний возраст участников более 40 лет, однако массовость его все еще остается значительной. В русскоязычном пространстве б.СССР и русских диаспорах дальнего зарубежья ежегодно происходит порядка 500 фестивалей, конкурсов и слетов числом участников от 100 до 10.000 человек, общее количество активистов движения — до 20.000, зрителей и пассивных участников — порядка полумиллиона. Особое место занимает знаменитый Грушинский фестиваль на Волге, собирающий до 200.000 чел. Конвиксионная составляющая КСП реализована в виде культурного следа в песенном искусстве, а также в коммерческом благополучии производителей бардовских аудиозаписей (CD) и книг.

Движенье дороже итога

Рассказ Елены Азаровой, г. Саратов

В клуб я пришла когда мне было 17 лет. Раз в неделю человек 10 возраста лет 20-30 собирались дома у Наташи Зернаковой, пели, общались, изредка проводили концерты приглашенных бардов. В 2000-м году вдруг мы решили провести фестиваль. Было очень сложно, почти все в этом деле были новички, но фестиваль удался на славу!

Фестиваль является основным транслятором в движении КСП.

Нам выделили комнатку в ДК «Россия». Там помещалось человек 40. Повалили приятели, друзья из разных саратовских тусовок. Все обрадовались — молодые, подвижные, своих семей нет. Заглядывали вахтерши, ругались, что «они тут пьют чай и ничего не делают!» А мы считали, что петь песни — это и есть дело.

Типичное описание старого неформального сообщества. В мемориальной фазе оно либо превращается в тусню, либо формализуется. Внешняя деятельность резко сокращается. Старый клуб деградировал и его пришлось возрождать заново. Новых людей часто набирают из родственных тусовок — «отстойников». Новички сорганизуются во флэш-группы, потом в успешном случае в коннектив нового клуба.

В таком виде клуб просуществовал меньше года.

«КСП «Дорога» существует в Саратове 35 лет. При ближайшем рассмотрении оказывается, что существует только его вывеска, брэнд. Менялись люди, помещения, формы деятельности. Тридцать пять лет говорят «мы — клуб «Дорога», но в это «мы» каждый раз вкладывается не только другой состав людей, но и разные формы социальных отношений. По нашей интерпретации понятия «клуб» под вывеской «Дорога» существовало не менее 10 клубов разных форм: от коллективов до тусовщиков.

В 2001 году произошел раскол на два лагеря. Один товарищ считал, что надо заниматься коммерческими концертами. А мы к тому времени подходили к мысли, что нужно делать что-то полезное для города — проводить фестивали, регулярные концерты…Его попросили уйти, и он со своей командой ушел, предварительно здорово потрепав всем нервы.

Очень типично. Люди пытались основать (возродить) клуб, основываясь на общем содержании деятельности — бардовской песне. Логично. Но ничего, кроме конфликта, у них не вышло. Они тогда еще не знали, что ценностно-личностные ориентации приоритетнее содержания. В дальнейшем мы увидим, как этот опыт их научил и в следующих попытках они по-другому расставляли приоритеты и добились успеха. Авторы наивно надеются, что кто-то может избежать этих и других ошибок, прочтя эту книгу, а не ссорясь с друзьями.

Осталось примерно человек 10. Мы стали активно работать, организовывать тематические вечера, «музыкальные гостиные». Съездили на фестиваль в Самару где я просто влюбилась в подростковый клуб «Союз друзей» Ольги Паньшиной Там был сильный состав в плане техническом, и, что еще больше поразило, в плане человеческом.

Осенью мы набрали подростков в гитарную школу. К сожалению, в клубе опять начались конфликты. Мне хотелось работать с детьми, и, как оказалось, практически только мне. Остальные приходили попеть песен, обменяться новостями…

Линия конфликта и раскола «внешняя деятельность — потребительство» является магистральной для всех неформальных сообществ. Хотя бывают и расколы по другим причинам.

Со мной остались двое взрослых и старшеклассники из гитарной школы — некоего подобия клуба, остальные ушли. Мне тогда было 24 года, ребятам — лет по 15-16. Я училась в универе и работала в ДК руководителем кружка — вот этой гитарной школы.

При конфликте важнее всего — за кого встанут сами члены клуба. Но некоторое преимущество имеет сторона — держатель ресурса. Сторонники оказались у обеих сторон, и ресурсное обеспечение сыграло заметную роль.

Цикл жизни клуба длился три года: 2000 (год первого фестиваля) — 2002. Потом — конфликт, раскол, новый цикл. Тусовка существовала много дольше.

Разными попытками из кружка «гитарной школы» начал создаваться клуб. Стали обрастать всякими предметами, налаживали какое-то хозяйство. Списали у «Союза друзей» законы клуба, создавали структуру, обычаи, ритуалы. Хотели, было, сделать Совет клуба, должности, но потом забросили. Самоуправление у нас не особенно работает. Фактически все принципиальные вопросы решает группа стариков.

Порой самоуправление понимают, как «когда решают все» Но реально ядро, актив, аура не могут участвовать в управлении в равной степени в силу разной включенности в жизнь клуба. Концентрация большей части решений в ядре наиболее типична и отличается от единоличного руководства коллегиальностью ядра, то есть самых активных членов клуба, которые делают большую часть клубной работы, являются ситуативными лидерами, принимают самостоятельные решения в рамках делегированных им полномочий.
    Кто делает, тот и решает — формула самоуправления у неформалов.

Зимой мы поехали на фестиваль «Шестиструнная Самара» — мне хотелось показать моим подросткам, что такое настоящий клуб. Взяли буквально полузнакомых ребят. Ни к чему хорошему это не привело: у них оказался низкий культурный уровень. Я тогда еще не понимала, с кем хочу работать. Была готова каждого облагодетельствовать, привести в светлое будущее. Это сейчас мне лень все это делать. Повезла я в Самару пятерых парней, а привезла уже... к тому времени двоих выгнала из клуба.

Еще одно, успешно преодоленное, но типичнейшее заблуждение: «клуб для всех», «открытый клуб», «мы принимаем всех», «не принимать кого-либо неэтично — это неравенство…» Это абсурды. Клуб для всех — это клуб, членами которого являются шесть миллиардов человек (не считая инопланетян-гуманоидов). В реальной жизни количество людей в клубе, или даже системе клубов, ограничено множеством факторов, например, вместимостью помещения. Выбор-отбор желательных людей происходит в любом неформальном сообществе. Либо в декларативной форме: «мы тебя принимаем, а тебя нет», «мы тебя выгоняем». Либо в другой, более эффективной: сильный клуб создает вокруг себя такое информационное поле, что «не своему» человеку просто не придет в голову в этот клуб придти. А заглянет — не понравится, уйдет сам.

Мы набрали 10-12-летних ребят, и стали с ними три раза в неделю заниматься гитарой и песней. «Мы» — это актив, вот эти десятиклассники, они уже учили младших. У нас были не школьные, человеческие отношения, для начала и это неплохо. Но все же это был еще не совсем клуб, то есть... по сравнению с... много чем... это был все-таки еще не до конца клуб.

На следующий год у народа началась активная подготовка к поступлению в ВУЗы. Потом мы с младшим народом поехали к Паньшиной в экспедицию, вернулись уже клубом.

У нас есть четкое разделение на старших и младших по клубному стажу. Можно выделить Совет клуба (ядро), актив клуба и просто учащихся гитарной школы. Клуб работает почти каждый день.

Вновь интуитивно отслеживается рост группы сначала от тусни до клуба, а потом до сильного, «настоящего», то есть до информальной группы, внешняя деятельность — обучение детей. Совершенно не обязательно иметь описание будущего клуба в текстовой форме, как в этой книге. У рассказчика был образ желаемого результата: интуитивный, эмпирический, почерпнутый из наблюдений и самостоятельно выбранных образцов.

Сейчас в клубе около 30 человек. Семеро это ядро, они приходят почти на все занятия трижды в неделю и едут почти во все поездки. Поездок 5-7 в году, на каждые каникулы, а летом несколько, не считая вылазок в лес на выходные. Иногда делаем экспедиции. Так называется не всякая поездка, а только рабочая. Мы чистили волжские берега, лес, пололи саженцы сосны, обустраивали родники… Клуб «числится» в ДК как песенный. А экология — это уже наше личное дело. Едем на собственные средства — родительские. Иногда с транспортом кто-то помогает. Разделить виды деятельности, направленные внутрь и вовне клуба можно, четко! Ролевые игры — внутрь. Экологическая экспедиция как раз тоже внутрь. Человек проверятся в экспедициях — наш или не наш. В отношении к работе, людям. А вовне — фестивали, наши и всероссийские, вот мы приехали работать на ДПР.

«Детская Поющая республика» (ДПР)  — подразделение «Второго канала» (2К) — фестиваля бардовской песни, в свое время отколовшегося от Грушинки. На 2К собирается порядка 3.000 человек, а ДПРовские дети выполняют огромный объем организационных и хозяйственных работ по их обслуживанию: установку палаточного лагеря, строительство сцен и туалетов, электромонтажные работы, организацию звукотехники и т.п. С точки зрения ДПР участники фестиваля являются клиентами, потребителями их услуг, созданных бескорыстным трудом. То есть фестиваль — объект внешней деятельности.

Конечно, почти любое мероприятие является одновременно и работой на внешний мир и работой на внутренний мир клуба.

Очень был труден в организации городской фестиваль молодых авторов-исполнителей. Готовили его месяц-полтора, напряженно. Мы перестали ориентироваться на зрителя, на приезжих звезд, взяли участников только из Саратова. Мы хотим растить своих! Решили пустить туда любые жанры. Рок, фолк, бардовская песня, советская песня, попса под фанеру, рэп… Возраст участников — от 9 до 30 лет. В итоге нашли много талантливых ребят.

У группы есть ценности более высокие, чем содержание деятельности. Она способна отказаться от жанрового фанатизма. Тенденция к диверсификации прогрессивна как в отношении продления срока жизни и повышения эффективности одной группы, так и в дальней перспективе. Взаимодействие разных движений имеет шансы синтеза принципиально нового социального явления. Видно, что автор рассказа осознает мемориальность базового транслятора и ищет дополнительных подпорок, попадая тем самым в зону синтеза.

Главная цель нашего клуба? Воспитание личности! Это же ясно. Не для всех ясно? Я таких не знаю. Образ желаемого результата — выпускника в будущей его жизни: он должен быть порядочным, незашоренным в свободе мышления, альтруистом, оказывать помощь другим, быть ответственным, быть ровным со всеми, не выпендриваться, но и не унижаться, иметь чувство собственного достоинства, которое не зашкаливает. Хорошо бы, чтобы он, даже не занимаясь педагогикой, умел строить человеческие отношения, созидать их вокруг себя. Не обязательно группы какие-то организовывать, можно просто помогать людям — в быту, соседям, на работе. Все это у нас более-менее получается. Как остальные это воспринимают? Хорошо! Иногда не сходимся в оценках, тогда может быть бунт, но это же закономерно. Вот у нас бунт один уже был.

Руководитель клуба читал книги по неформальной социотехнике, в частности «Технологию группы» и знает сленговый термин. Однако «бунт стариков» — об этом явлении мы расскажем позже — происходит в любом высокоразвитом коннективе, независимо от знания, а зависимо лишь от уровня развития и эффективности деятельности.

Выделился студент, который один остался из всего первого поколения. Он был наиболее близок, был правой рукой… левой ногой. Он вошел в выбранный Совет. Принимали в клуб новичков. Ходили разговоры: «этот — член клуба, ему позволены такие-то вещи... этот — не член клуба...» Все это формальности, конечно… Но для новичков это было важно. Они уже фактически были в клубе, работали наравне с народом. А наш «старик» высказался «против» одной девочки, в то время как все остальные были «за». Формально по процедуре он заблокировал решение, и получилось, что мы ее, а в итоге, и остальных, не приняли в клуб. После этого он ушел. Все очень переживали, на некоторое короткое время деятельность снизилась, клуб сильно пострадал, но не распался.

На самом деле у нас уже Коля руководитель. Фактический неформальный лидер. А я уже устала руководить... Выпуск у нас произошел. Выпустили 9 человек. Набрали новеньких. Начинаем все сначала…

Очень грамотная заявка на смену поколений с взращиванием нового руководителя. Такая позиция позволяет заметно продлить срок эффективной жизни клуба. Тем не менее, конфликт и начавшаяся смена лидерства также весьма точно обозначают новый цикл, прожитый клубом (2003-2006 гг.). Получивший опыт прошлого цикла руководитель избежал серьезного напряжения, организовал выпуск стариков и набрал новый состав.


«Русский журнал». 13 января 2007 г.


Для печати   |     |   Обсудить на форуме



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2000—2008.
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100