Фонарщик
Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Педагогика Владимира Ланцберга

4.2. Опыт «Пилигрима» и «Тропы» в педагогике Ланцберга

Денис Рогаткин: Когда вы с Ирой (Ирина Ланцберг, жена В. Ланцберга. — Ред.) и Володей создавали свой первый клуб, вы наверняка думали о том, какие вещи из опыта подобных клубов — «Пилигрим» Черноволов, клубы Устинова — вы точно не будете делать в своем клубе.

Михаил Кордонский: Для нас, конечно, в первую очередь образцом был клуб «Пилигрим» Владимира и Галины Черноволов, а не «Тропа» Юрия Устинова. «Пилигрим» — это классический коммунарский клуб. О нём, к сожалению, очень мало опубликовано. Но он ведет свою историю через живых носителей традиции от «Орленка», от непосредственных носителей коммунарства. «Тропа» — это более позднее образование.

Ирина Ланцберг: Я не могла себе представить, чего мы делать не будем, потому что из действующих клубов я видела «Солнечную сторону» (один из клубов Юрия Устинова, 70-е годы. — Ред.), а «Пилигрим» почти не видела, кроме соревнований по ориентированию, которые устраивал клуб. Я не могу сказать, что мы чего-то бы не делали. Ну, мы старались не быть столь авторитарными, как в некоторых случаях педагоги «Пилигрима».

Михаил Кордонский: Несмотря на авторитарность, «Пилигрим» был великолепным клубом. Мы не стали бы этого делать столь авторитарно, но это не так уже важно. Мы по характеру другие. Нужно иметь конкретные личностные качества Володи Черновола, чтобы сделать именно так.

Самоуправление в «Пилигриме» было. У них был принцип: «Самоуправление в городе, единоначалие в походе». Учитывая, что они ходили в сложные горные походы, в которых был реальный риск для жизни детей, то я этот принцип в таких условиях считаю вполне технологическим, а не идеологическим. Это был закон клуба «Пилигрим», гласный закон. Не хочешь — не ходи в поход. То есть пока они жили в городе и городской жизнью, пока они делали свои обычные коммунарские добрые дела, тимуровщину и прочее, у них было совершенное самоуправление, а Черновол был просто авторитет. В походе он, конечно, отрывался вовсю, характер у него действительно полковничий.

Ирина Ланцберг: В нашем клубе существовало право вето комиссаров, связанное с опасностью для жизни и здоровья.

Михаил Кордонский: Да, у нас это было. У нас это было менее авторитарно, чем у Черновола, но такой случай в законах прописан был. Право вето применялось очень редко, буквально два или три раза. Комиссар мог единолично запретить какое-то действие, если он считал, что это действие «связано с непосредственной опасностью для жизни и здоровья конкретного человека». Не вообще какой-нибудь опасностью типа психологической, а непосредственной. Случаи такие бывали редко. Потом на «разборах» (орган самоуправления) комиссар должен был четко ответить, обосновать, почему он так сделал. Теоретически он мог лишиться статуса комиссара, если бы не было убедительно доказано и все не согласились бы с тем, что действительно было опасно.

По поводу «Пилигрима» я не сказал бы, что чего-то категорически мы из него не стали бы делать. Напоминаю, что Володя и Галя Черноволы, создатели «Пилигрима», были вожатыми «Орленка» в то самое время, когда коммунарство было в полном расцвете. Они живые носители традиций. Многие люди, которые потом стали академиками — Газман, Мудрик, Соловейчик,— они вместе с ними были вожатыми в отрядах. Поэтому из «Пилигрима» чего-либо такого, что мы не стали бы брать для себя, не было.

А вот из «Тропы» — было. Володя сначала не мог это сформулировать и сделал это позже. Володя считал, что он терпеть не может харизматической педагогики. При этом остается сложным вопрос, насколько Володя сам был харизматичен. Он, несомненно, тоже был харизматическим лидером. И всё-таки я понимаю Ланцберга по поводу харизматической педагогики — почитайте внимательно его статьи.

«Тропа» Устинова основана исключительно на Устинове. Представить себе, что есть «Тропа» без Устинова, невозможно. Каэспэшные слеты «Второй канал» и «Детская поющая республика» уже два года существуют без Ланцберга. Конечно, они существуют не вечно. Они и с Ланцбергом существовали бы не вечно.

Роман Морозовский: Миша, позволь тебя огорчить: они не «существуют без Ланцберга» — они умирают без Ланцберга.

Михаил Кордонский: Они умирали и с Ланцбергом. Поскольку мы с Ланцбергом являемся соавторами гипотезы о старении неформальных сообществ, то я могу предположить, что и при Ланцберге, когда бы «Второй канал» начал чахнуть, Ланцберг так же, как и было с предыдущими клубами, сам бы его бы закрыл и сделал другой, с другим названием и на другом месте. Во всяком случае, я на это надеюсь.

Тем не менее «Тропа» без Устинова даже умирать не будет, она просто одновременно исчезнет. Может быть, появится организация, которая так же себя назовет, но это будет совсем другое.

Педагогике Устинова невозможно обучить. Её невозможно воспроизвести кем-то обученным, даже обученным лично Устиновым, в другом месте. Много попыток было, и никому не удавалось. Педагогика Ланцберга и коммунарская педагогика обладают таким свойством — технологичностью. Этому можно обучить человека, если он хочет учиться, и это можно повторить и достигнуть этих и лучших результатов.


<< Технология, идеология, общественное движение |   Обсудить в ЖЖ  |   К ОБЩЕМУ ОГЛАВЛЕНИЮ  |   Обсудить на форуме  |   Харизматическая педагогика >>


Для печати   |     |   Обсудить на форуме



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2000—2011.
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100