Фонарщик
Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Педагогика Владимира Ланцберга

2. Неформальная педагогика и официоз

Денис Рогаткин: Ты в своих статьях из серии «Неформалы 2000ХХ» рассматривал известное движение «Наши» с точки зрения развития неформальной группы. А как ты оцениваешь с точки зрения развития неформальной группы тот этап развития, на котором они находятся сейчас? Например, назначение Якеменко председателем Госкомитета по молодежи России?

Михаил Кордонский: Как бы мы не сползли в политику, это совершенно другая тема... К назначениям высших чиновников государства я отношусь ровно так же, как и во времена нашей работы с Ланцбергом. Кого назначили первым секретарем ЦК комсомола (тогда так называлось Министерство по делам молодежи) — меня не очень волновало ни тогда, ни теперь. От нас до них очень далеко. Когда мы делали с Ланцбергом клуб, то помещение, оборудование и прочее нам предоставила тогдашняя власть. Тогда эта власть называлась «районный комитет ВЛКСМ». Мое отношение к той власти — это отдельный разговор, опять-таки сползающий в политику. Ну, например, я был связан c диссидентскими кругами, распространял самиздат, у меня были обыски и прочее, прочее. Тем не менее мы жили тогда, в той стране, имели помещение, оборудование, и сделали этот клуб.

Сейчас другая страна, другая власть. По-моему, самая главная сложность сейчас — это бедность: стало меньше таких клубов и тяжелее прожить на зарплату педагога. Что касается свободы самовыражения педагога — да, наверное, сейчас она больше, но нам и той хватало, так же, как зарплаты, с трудом.

Информация о «Наших» у меня из разговоров с низовыми и немосковскими представителями. И я вижу молодежные клубы. Чем они занимаются? Одна из основателей коммунарского движения Фаина Яковлевна Шапиро, ФеЯ, была автором классической фразы, которую мы всё время цитировали: «Коммунарский клуб может заниматься даже вышиванием болгарским крестиком». Неважно, чем занимается: тимуровщиной, вышиванием — есть разнообразнейшие варианты. Я технолог, и содержание деятельности для меня имеет весьма второстепенное значение. То, что «Наши» занимаются политикой, а не скаутингом или туризмом,— для меня такая же частность, как вышивание болгарским крестиком. Вот почему они для меня вполне в этот ряд попадают.

Несомненно, верхушка — это формальная организация. Наташа Дудченко из Туапсинского райкома комсомола, которая добыла нам помещение,— она была формальным бюрократом, работником системы власти. Педагог — лидер неформальной группы — всё это время был на какой-то ставке, получал какую-то зарплату. От кого? Большинство до сих пор от государства — и до революции, и после. Тем не менее, понятие «неформальная педагогика» остается, несмотря на ЦК комсомола, ЦК КПСС или как оно сейчас называется — Комитет по делам молодежи, Администрация президента и т.п.

Мы с Ланцбергом относили себя почему-то к неформальной педагогике, хотя наше существование тоже зависело от власти: заберут ли помещение, дадут ли оборудование, дадут ли деньги на поход? И власть эта была достаточно жесткой. Мы считаем, что и в Советском Союзе, и в 90-е годы, когда, по вашему мнению, вероятнее всего, была демократия, и сейчас в 2000-е — и тогда, и тогда, и тогда существовало огромное количество детских объединений на принципах неформальной педагогики. Количество объединений измеряется многими десятками тысяч. Количество детей, в них участвующих,— многими сотнями тысяч. Оно уменьшилось после революции из-за разрухи, но в России оно не так сильно уменьшилось (зависит от регионов; больше, чем вдвое, я нигде не слышал).

Наконец, я думаю, что эта постановка вопроса отчасти связана с очередной путаницей терминов. «Неформалы» в бытовом языке и массовом сознании — это маргиналы, которые ходят по улицам с ирокезом, лысые, длинноволосые, с татуировкой, в костюме толкиеновского гоблина и прочих «прикидах». «Неформальный» в академической социальной психологии означает совсем другое, а «неформальная педагогика» как уже было сказано вообще сленговый термин, но мы уже достаточно прояснили его значение. В этом контексте «неформальный» имеет очень отдаленное отношение к «маргинальный» «андеграундный» и т.п.


<< Что такое «неформальная педагогика»? |   Обсудить в ЖЖ  |   К ОГЛАВЛЕНИЮ  |   Обсудить на форуме  |   Неформальная педагогика, неформальные отношения и общеобразовательная школа >>


Для печати   |     |   Обсудить на форуме



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2000—2011.
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100