Фонарщик
Оглавление раздела
Любите детей долго и нудно!

Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Центр становления, развития и социальной реабилитации личности

Проекты

Предлагаем вниманию читателей творческие разработки Владимира ЛАНЦБЕРГА —
инженера, социального педагога и социального психолога из г. Туапсе
Материалы, предлагаемые вниманию читателей, могут оказаться полезны
при организации экспериментальной работы в образовательном учреждении,
независимо от реализуемых в нём видов образовательных программ.

1

Положение
О центре становления, развития и социальной реабилитации личности

1. Общие положения

  • 1.1. Центр становления, развития и социальной реабилитации личности (в дальнейшем — Центр) является специализированным учреждением государственной системы социальной защиты населения. Он предназначен для оказания разнообразной социальной помощи несовершеннолетним, их поддержки с целью преодоления социальной дезадаптации, возникшей в результате отклонений в психосоциальном либо физическом развитии; для обеспечения их образования, содействия в воспитании и общем развитии.

     

    Центр функционирует как в режиме дневного пребывания детей, так и в стационарном режиме.

    Центр представляет собой систему учреждений; деятельность его носит комплексный характер, осуществляется на межведомственной основе и строится на принципах добровольности со стороны детей и их родителей.

  • 1.2. Центр создаётся по решению органов исполнительной власти и находится в ведении управления социальной защиты населения администрации края, которое оказывает Центру необходимую организационно-методическую помощь.
  •  

  • 1.3. Центр действует на основе строгого соблюдения Конвенции ООН о правах ребёнка, Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В своей деятельности Центр руководствуется законодательством Российской Федерации, решениями органов государственной власти и органов местного самоуправления, ведомственными нормативными актами, а также Положением о Центре, утверждённым управлением социальной защиты населения администрации края.
  •  

  • 1.4. Центр содержится за счёт краевого бюджета в соответствии со сметой, утверждаемой краевым управлением социальной защиты населения, а также за счёт возможного привлечения внебюджетных средств.
  •  

  • 1.5. Центр является юридическим лицом, имеет собственное имущество, самостоятельный баланс, печать, штампы и бланки со своим наименованием, другие реквизиты; открывает счета в банках, в том числе валютный и небюджетный счета, для поступления средств от государственных, общественных, коммерческих предприятий, учреждений, организаций, от частных лиц, а также от собственной производственно-хозяйственной деятельности.
  •  

  • 1.6. Центр на время содержания детей несёт ответственность за их здоровье и безопасность, представляет интересы детей в суде и перед другими третьими лицами, осуществляет меры по обеспечению необходимых условий их семейного воспитания. В соответствии с интересами детей оберегает их от посягательств и жестокого обращения со стороны родителей и других лиц. В случае необходимости ходатайствует перед судом о лишении родительских прав, о временной передаче детей в другие семьи, детские дома и школы-интернаты.
  •  

  • 1.7. Для размещения Центра и его структурных подразделений в установленном порядке выделяются специальные помещения, которые должны соответствовать реализации целей и задач Центра и располагать всеми видами коммунального благоустройства (отопление, водопровод, канализация, электричество, газ, радио, телефон), отвечать санитарно-гигиеническим нормам, противопожарным требованиям. Центр оснащается необходимым оборудованием, инвентарём, техническими средствами.
  •  

  • 1.8. Центр развивает и поддерживает деловые контакты с другими учреждениями системы социальной защиты населения, активно взаимодействует с органами и учреждениями системы здравоохранения, образования, внутренних дел и др., учреждениями и организациями науки и культуры, производственными предприятиями, общественными объединениями, религиозными организациями, благотворительными фондами и отдельными гражданами в интересах эффективной социальной реабилитации/адаптации несовершеннолетних «группы риска».

2. Цель, основные задачи и принципы деятельности     Центра, категории и группы обслуживаемых лиц

  • 2.1. Центр осуществляет разнообразную социальную, медико-психологическую и правовую помощь и поддержку несовершеннолетним, оказавшимся в сложной (кризисной) жизненной ситуации, медицинскую поддержку и социальную реабилитацию детей-инвалидов с сохранным интеллектом; оказывает всестороннюю поддержку семьям базового микрорайона, имеющим детей.

    В целях эффективной социальной реабилитации и адаптации детей Центр осуществляет свою работу в среде реального здорового социума базового микрорайона. Функции образования, воспитания и общего развития осуществляются на базе особым образом реорганизованных образовательных учреждений обычного профиля (школа, детский сад), а также вновь созданных (служба разновозрастного развития), включённых в комплекс учреждений Центра.

  • 2.2. Основными задачами Центра в области социальной реабилитации и адаптации являются:
    • – обеспечение доступности и своевременности квалифицированной социальной и психолого-медико-педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим различные формы дезадаптации;
    •  

    • – психолого-медико-педагогическое обследование детей, направленное на установление форм и степени их социальной дезадаптации;
    •  

    • – выявление источников и причин социальной дезадаптации детей и подростков;
    •  

    • – оказание экстренной помощи при угрозе суицидальной ситуации;
    •  

    • – разработка индивидуальных программ, включающих профессионально-трудовые, учебно-познавательные, социокультурные, физкультурно-оздоровительные и иные компоненты;
    •  

    • – обеспечение реализации программ по индивидуальной либо групповой методике — как непосредственно в Центре, так и через соответствующие территориальные учреждения, занимающиеся коррекционной работой с детьми в системе органов образования, здравоохранения, внутренних дел, культуры, спорта и т. д., координируя их совместные действия по обеспечению выполнения программ;
    •  

    • – подготовка рекомендаций и осуществление взаимодействия с семьями дезадаптированных детей для обеспечения непрерывности коррекционно-реабилитационных мероприятий с ними в домашних условиях.

    Задачей Центра в области социально-педагогической и психологической профилактики является психологическая и педагогическая поддержка семей базового микрорайона методами консалтинга, патронирования и обслуживания на стационарной основе.

    Задачами Центра в области воспитания, образования, общего развития и социализации детей являются:

    • – осуществление помощи в нравственном становлении личности; — осуществление помощи в общем всестороннем гармоничном её развитии, а также максимальном развитии индивидуальных природных способностей;
    •  

    • – осуществление образования в объёме полной средней общеобразовательной школы в соответствии с требованиями государственных стандартов, с выдачей по его завершении сертификата установленного образца;
    •  

    • – предоставление дополнительных образовательных услуг;
    •  

    • – организация досуга в полном объёме внешкольного времени;
    •  

    • – оказание помощи в профориентации и самоопределении;
    •  

    • – осуществление психологически и педагогически корректной общей социализации в среде реального социума на базе инфраструктуры Центра.

    Спектр и объём задач могут быть расширены (либо сужены) в зависимости от конкретных условий и кадрового обеспечения деятельности Центра.

     

  • 2.3. Центр в своей деятельности руководствуется следующими принципами:
    • – приоритет интересов ребёнка и его благополучия;
    •  

    • – гуманизация и демократизация взаимоотношений и общения детей и сотрудников Центра, осуществление всей коррекционно-реабилитационной работы на основе контактного взаимодействия с дезадаптированными подростками;
    •  

    • – сочетание индивидуальной и групповой работы с детьми;
    •  

    • – опора в реабилитационной деятельности на позитивные начала в духовном и физическом развитии ребёнка;
    •  

    • – учёт возможностей и потребностей детей.
  • 2.4. В необходимых случаях Центр содержит детей и подростков в условиях стационара, обеспечивая необходимые условия их пребывания и социальной реабилитации.
  •  

  • 2.5. Центр обслуживает:
  •  

  • а) семьи, имеющие детей:
    • – нуждающихся в социальной реабилитации, экстренной социальной психокоррекционной и медико-психологической помощи;
    •  

    • – испытывающих трудности в общении с родителями, сверстниками, педагогами и др.;
    •  

    • – склонных к девиации по разным причинам;
  • б) несовершеннолетних:
    • – проживающих в семьях «группы риска»;
    •  

    • – подвергшихся любым формам физического или психологического насилия;
    •  

    • – утративших семейные, родственные и другие социальные связи;
    •  

    • – отказавшихся жить в семье или учебно-воспитательном учреждении;
    •  

    • – инвалидов с сохранным интеллектом;
  • в) здоровые семьи базового микрорайона, имеющие детей.
  •  

  • 2.6. Центр осуществляет деятельность по развитию образования и культуры окружающего социума, являясь социокультурным центром микрорайона.
  •  

  • 2.7. Философской, психологической и педагогической основой Центра является Концепция Школы саморазвития.

3. СОСТАВ И СТРУКТУРА ЦЕНТРА,
    ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • 3.1. В состав комплекса Центра входят:
    • – научная лаборатория;
    •  

    • – центр социальной и медико-психологической помощи со стационарным отделением (приютом);
    •  

    • – центр ранневозрастного развития;
    •  

    • – детский сад-ясли;
    •  

    • – общеобразовательная средняя школа.
  • 3.2. Задачами научной лаборатории являются:
    • – разработка и совершенствование теоретических основ работы Центра;
    •  

    • – организация экспериментальной и инновационной деятельности по совершенствованию системы адаптации, образования, воспитания, развития, устройства детей;
    •  

    • – формирование, в т.–ч. подготовка кадрового состава Центра.
  • 3.3. Задачами Центра социальной и медико-психологической помощи являются:
    • – оказание первоначальной практической медико-психологической помощи детям; проведение комплекса мероприятий, направленных на вывод ребёнка из кризисной ситуации и создание условий для вовлечения его в нормальный жизненный процесс; консультирование детей, родителей, работников детских учреждений в экстренных случаях (служба экстренной социальной помощи);
    •  

    • – организация медико-психолого-педагогического консилиума; изучение состояния нервно-психического здоровья, особенностей личностного развития и поведения подростков; анализ факторов социальной дезадаптации детей и подростков; определение групп детей с разными формами и степенью дезадаптации; разработка предложений по содержанию и методике дифференцированно-групповой и индивидуальной медико-психолого-педагогической работы с детьми; включение детей и подростков в коллективные творческие виды деятельности, выполняющие роль социокультурной анимации (восстановления); изменение отношения подростка к учебной деятельности; восстановление нарушенных связей со школой, привитие навыков общения со взрослыми и сверстниками на основе норм нравственности; организация в условиях Центра межвозрастных групп, взаимопомощи и коррекции (служба медико-психолого-педагогической коррекции);
    •  

    • – восстановление утраченных контактов с семьей и внутри семьи; поиск наиболее приемлемых и комфортных условий для жизнедеятельности ребёнка; оздоровление системы межличностных отношений подростка, восстановление его социального статуса в коллективе сверстников по месту учебы, работы; установление и снятие психо-травмирующих ситуаций среди ближайшего окружения детей и подростков; содействие подросткам в получении временной или постоянной работы, соответствующей их возможностям, интересам, потребностям; привлечение их к общественно-полезной деятельности в Центре и за его пределами; содействие профессиональной ориентации и получению специальности; забота о достойном материальном вознаграждении работающих подростков; формирование у них навыков рационального использования заработанных средств; оказание юридической консультации и правовой помощи несовершеннолетним по защите их прав и законных интересов (служба социальной и правовой помощи);
    •  

    • – обеспечение пребывания детей на стационарном режиме (приют).
  • 3.4. Задачами центра ранневозрастного развития являются:
    • – содействие интеллектуальному, физическому, эмоциональному развитию детей младшего дошкольного возраста;
    •  

    • – психологическая, педагогическая поддержка семей, имеющих детей младшего дошкольного возраста, либо планирующих, ожидающих появления детей — с целью укрепления семьи, повышения ее педагогической и общей культуры, утверждения здорового образа жизни;
    •  

    • – оказание услуг психологического, педагогического, медицинского характера в период пренатального развития ребёнка.
  • 3.5. Задачей детского сада-яслей является воспитание, обучение и общее гармоничное развитие детей среднего дошкольного возраста.

  • 3.6. Задачей общеобразовательной средней школы является обеспечение образования, а также оказание содействия в воспитании, развитии, реабилитации и социальной адаптации детей старшего дошкольного и школьного возрастов.

4. Регламент работы Центра

  • 4.1. В общеобразовательные учреждения Центра дети поступают в порядке, установленном для учреждений подобного типа.
  •  

  • В социально-реабилитационные службы Центра дети поступают:
    • – по личной просьбе родителей (опекуна), нуждающихся в социальной помощи и защите;
    •  

    • – по личной просьбе подростков, нуждающихся в социальной защите;
    •  

    • – по направлению отдела социальной помощи семье и детям, органов социальной защиты населения, органов внутренних дел, комиссий по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства, других органов, работающих с детьми.
  • 4.2. Не подлежат помещению в Центр несовершеннолетние, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, психически больные с выраженными симптомами болезни, совершившие преступления и достигшие установленного законом возраста для привлечения к уголовной ответственности.
  •  

  • 4.3. Основанием для помещения несовершеннолетних в стационар Центра является:
    • – постановление комиссии по делам несовершеннолетних или органов опеки и попечительства;
    •  

    • – определение суда;
    •  

    • – рекомендация отдела социальной помощи семье и детям органов социальной защиты населения;
    •  

    • – личное заявление несовершеннолетних.
  • 4.4. Центр самостоятельно, в соответствии с действующим законодательством, определяет режим работы с детьми, посещающими Центр, определяя наиболее целесообразное для них время.
  •  

  • 4.5. При приёме в стационарное отделение (приют) Центра производится медицинский осмотр несовершеннолетнего.
  • Предметы, представляющие опасность для жизни и здоровья ребёнка и окружающих, передаются в камеру хранения Центра или родителям (законным представителям).

     

  • 4.6. Все дети, посещающие Центр или временно проживающие в нём, регистрируются в журнале учёта, и на них заполняются учётно-статистические карточки, которые хранятся в архивной части картотеки Центра. На детей, временно проживающих в Центре, заводятся учётные дела, в которых сосредоточиваются документы, послужившие основанием для их пребывания в Центре, протокол первичного осмотра, результаты диагностики и другие документы.
  •  

  • 4.7. Центр изыскивает и осуществляет различные формы патронажа над подростками, покинувшими его стены, используя прямые контакты с ними, опираясь на работников учебных заведений, общественные формирования, благотворительные организации.

    При необходимости может приниматься решение о возможности вторичного помещения в Центр нуждающихся в этом детей и подростков.

  •  

  • 4.8. Лечебно-профилактическая, противоэпидемическая работа в Центре организуется и проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации и Правилами медицинского обслуживания несовершеннолетних, содержащихся в детских учебно-воспитательных учреждениях.
  •  

  • 4.9. Образовательная работа с временно проживающими в Центре организуется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», с учётом времени пребывания ребёнка в Центре, формы и степени его дезадаптации, уровня его учебной подготовленности. Основной учебной базой является комплекс образовательных учреждений Центра (детский сад-ясли, Школа саморазвития), но в целях реализации права выбора образовательного учреждения, а также наиболее полного раскрытия способностей ребёнка может быть избрана иная форма его образования. При необходимости решение о форме получения образования подростком принимается по согласованию с соответствующей медико-педагогической комиссией.

5. Управление работой центра,
    организация и оплата труда

  • 5.1. Персонал Центра состоит из генерального директора, руководителей подразделений, специалистов, работников по обслуживанию оборудования и помещений.
  •  

  • 5.2. Численность персонала Центра устанавливается краевым управлением социальной защиты населения в штатном расписании, утверждаемом в качестве приложения к Положению о Центре. Штатный состав Центра определяется в соответствии с целями, задачами и объёмом деятельности Центра.
  •  

  • 5.3. На работу в Центр принимаются лица в соответствии с действующим законодательством и с соответствующим выполнению поставленных целей и задач образованием.

    Приём на работу в Центр производится на контрактной, договорной основе.

    Разрешается приём специалистов на работу по совместительству, на условиях неполного рабочего дня, почасовой оплаты или на общественных началах. В отдельных случаях допускается привлечение к работе лиц, не имеющих высшего, специального образования, при условии соответствующего отбора и подготовки.

  • 5.4. Центр возглавляет генеральный директор, который назначается вышестоящей организацией. Генеральный директор:
    • – организует всю работу Центра и несёт полную ответственность за его деятельность;
    •  

    • – разрабатывает и представляет на утверждение общего собрания работников Центра правила внутреннего трудового распорядка (устанавливающие общие положения, порядок приёма и увольнения работников, основные обязанности работников и администрации, рабочее время и его использование, поощрение за успехи в работе, ответственность за нарушение трудовой дисциплины);
    •  

    • – устанавливает и отменяет доплаты и надбавки к должностным окладам и ставкам за высокую квалификацию, совмещение должностей в пределах фонда заработной платы и в других случаях, предусмотренных КЗоТ.
  • 5.5. Деятельность Центра может поддерживать Совет попечителей, члены которого на принципах благотворительности помогают в решении различных проблем обеспечения его жизнедеятельности, участвуют в социальном патронаже несовершеннолетних после прохождения последними соответствующего реабилитационного курса.

6. Средства и имущество, производственно-хозяйственная
    деятельность Центра

  • 6.1. Средства Центра состоят из:
    • – бюджетных ассигнований, выделяемых на функционирование Центра из краевого бюджета;
    •  

    • – доходов от собственной производственно-хозяйственной деятельности, включая доходы от консультативной, издательской и иной деятельности, поступления от оказываемых населению платных услуг, арендные платежи;
    •  

    • – средств и кредитов, выделяемых фондом социальной поддержки населения;
    •  

    • – средств, полученных безвозмездно или на возвратной основе от государственных, общественных, коммерческих предприятий, учреждений, организаций, от частных лиц; от иностранных благотворительных или иных организаций, отдельных граждан.
  • 6.2. Имущество Центра составляют здания, сооружения, транспортные средства, оборудование, инвентарь, сырьё, расходуемые материалы и другие материальные ценности, приобретённые, построенные, произведённые за счёт Центра или безвозмездно полученные Центром от государственных, общественных, коммерческих предприятий, учреждений, организаций, а также отдельных лиц.
  •  

  • 6.3. Право владения, пользования и распоряжения имуществом осуществляется в порядке, установленном законодательством.
  •  

  • 6.4. Центр имеет право создавать предприятия, организации, службы, открывать свои филиалы (отделения) с правом или без права юридического лица.
  •  

  • 6.5. Центр может привлекать к сотрудничеству государственные, общественные предприятия, учреждения, организации на договорной основе с финансированием договора из средств Центра.
  •  

  • 6.6. Центр в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами устанавливает перечень бесплатных и платных услуг, оказываемых населению, определяет дифференцированные (с учётом уровня доходов и материального положения клиентов) цены на платные услуги.

    При оказании гражданам платных услуг, особенно в течение продолжительного времени, с ними заключается договор, определяющий характер и объём оказываемых услуг, порядок и размер оплаты.

    Договор об условиях оказания платных услуг заключается как с клиентом, которому оказываются эти услуги, так и с его родственниками, опекунами и другими заинтересованными лицами, а также с государственными, общественными предприятиями, учреждениями, организациями, оплачивающими обслуживание.

  • 6.7. Доходы от производственно-хозяйственной деятельности Центра направляются на развитие учреждения, проведение мероприятий по выполнению возложенных на Центр задач в области социального обслуживания семей и детей, на повышение квалификации специалистов, премирование сотрудников и внештатного актива.
  •  

  • 6.8. Периодическая и годовая отчетность представляются Центром в краевое управление социальной защиты населения.
  •  

  • 6.9. Ревизии финансово-хозяйственной деятельности Центра проводятся в установленном порядке краевым управлением социальной защиты населения, в ведении которого находится Центр.

7. Реорганизация и ликвидация Центра

  • 7.1. Центр может быть реорганизован или ликвидирован по предложению краевого управления социальной защиты населения, совета Центра, решением Главы местной администрации в случае систематического и грубого нарушения действующего законодательства и Положения о Центре.
  •  

  • 7.2. Ликвидация Центра осуществляется ликвидационной комиссией в составе, назначаемом краевым управлением социальной защиты населения.
  •  

  • Споры в связи с реорганизацией и ликвидацией Центра разрешаются в порядке, предусмотренном законодательством.
  •  

  • 7.3. Денежные средства и имущество, оставшиеся после выплат по обязательствам Центра, передаются на баланс краевого управления социальной защиты населения.

2

Заявка
на организацию экспериментальной
педагогической площадки
«Центр становления, развития
и социальной реабилитации личности»

1. Основные идеи эксперимента

Одной из основополагающих идей эксперимента является идея социальной реабилитации и адаптации несовершеннолетних имеющих отклонения в психосоциальном или физическом развитии, не в замкнутом, далёком от реалий жизни пространстве спецучреждения и не в случайном социуме с параметрами, плохо совместимыми со спецификой дезадаптированного ребёнка, а в обычном в своей основе, но особым образом организованном социальном пространстве. Такое пространство создается на базе педагогической системы, основанной на концепции Школы саморазвития (автор — В.И. Ланцберг), в числе основных задач которой, с одной стороны, — воспитание человека гуманного, терпимого к самым различным проявлениям другой личности, формам ее жизнедеятельности и готового в любой момент прийти на помощь более слабому; с другой — максимально эффективная реализация задач самопознания, поиска себя, своего места в окружающем мире, в конечном счёте — социализации.

Базовая идея педагогической концепции — подготовка к жизни будущей в процессе жизни сегодняшней, сиюминутной, естественной и актуальной. Школа полного дня, располагая базой для самых различных видов деятельности (и сооружениями, оборудованием, и штатом специалистов, аналогичным штату дома детского творчества — в дополнение к штату школы как таковой), приглашает в свои пространства как ребёнка с его интересами и проблемами, так и реальную жизнь с ее возможностями для самореализации и самоутверждения, не говоря уже о возможности удовлетворения множества иных потребностей (познавательных, материальных и др.).

Стыковка школы с реальной жизнью осуществляется тремя основными способами. Это, во-первых, моделирование реальных взаимоотношений в жизни самоуправляемой неформальной инициативной группы, каковой является школьный класс (учебная группа) Школы саморазвития, но не только: неформальные самоуправляемые сообщества возникают (создаются) и на базе «кафедр», «цехов», «лабораторий» (объединений на основе наук или ремёсел, а также кабинетов, мастерских, студий и т. д.).

Во-вторых, это выполнение детьми тех или иных работ, имеющих реальную значимость, по заказам извне, в процессе чего возникают взаимоотношения с деловыми партнерами, заказчиками, подрядчиками и пр., а также представления об экономике, технологиях, производственных отношениях и т. п.

В-третьих, это десантирование во внешние сферы, где производятся договорные работы и где реальная жизнь существует во всех своих проявлениях. В отличие от выпускника школы, пришедшего на производство ни профессионально, ни психологически не подготовленным, школьник-«десантник» оказывается в более выгодном положении, так как такие десанты заранее планируются, рассчитываются, дозируются, страхуются и обеспечиваются психологической и иной поддержкой — в результате эффективность социальной адаптации получается весьма высокой.

Кроме того, сам уклад школьной жизни — где учебные группы (профильные — творческие или ремесленные — «мастерские») формируются на добровольных началах, ребёнок имеет право выбора группы и преподавателя, школьный день планируется самими детьми, отсутствует вся излишняя регламентация, а базовой педагогической технологией является информальное обучение (наиболее природосообразное), — создаёт максимально благоприятный психологический климат, что в немалой мере способствует психореабилитации.

Информальный метод обучения примечателен ещё и тем, что процесс учения, протекающий в контексте инициативной, актуализованной деятельности, стимулирует интерес к познанию и в конечном счёте формирует мотивацию учения в целом. Ученик сам запрашивает необходимые ему в процессе деятельности знания; более того, планируя свою деятельность, он становится инициатором самообразования, саморазвития; педагог «лишь» организует, корректирует этот процесс.

Важнейшим моментом является то, что в процессе жизни коллектива и личности возникают всевозможные коллизии, которые ставят перед детьми нравственные проблемы, требующие разрешения. Здесь перед педагогом открываются огромные возможности для оказания помощи воспитаннику в формировании системы его мировоззрения на гуманистической основе. Помимо всего прочего, воспитание милосердия делает такого ребёнка наиболее желанным партнёром для его сверстника, имеющего проблемы дезадаптационного характера.


2. Ожидаемые результаты

В качестве главного результата эксперимента ожидается получение отработанной модели реабилитационной системы, особенности которой могут выглядеть следующим образом:

  1. Высокая степень социальной реабилитации и адаптации детей, имеющих отклонения в развитии; эффективная социализация всех выпускников Центра. Повышенный уровень их социальной защищённости благодаря наличию представлений об окружающем мире и самих себе, необходимых и разнообразных умений и навыков, в том числе навыков переквалификации.
  2.  

  3. Более низкий, по сравнению со среднестатистическим (для данного микрорайона), уровень молодёжной безработицы (благодаря наличию необходимой профессиональной подготовки и контактов в деловых сферах), а также детской и молодёжной преступности (как следствие обретения смысла жизни и возможностей для самореализации и самоутверждения в социально-позитивной деятельности).
  4.  

  5. Более высокий уровень образованности выпускников благодаря глубокой мотивированности учения, обретения ими жизненных целей и перспектив.

3. Проект программы исследований и разработок

Программа исследований и разработок включает в себя следующие основные этапы и блоки:

  1. Изучение передового отечественного и мирового педагогического опыта.
  2.  

  3. Разработка концепции Школы саморазвития.
  4.  

  5. Разработка концепции Центра становления, развития и социальной реабилитации личности.
  6.  

  7. Разработка содержательной части образовательной системы, включающая в себя:
    • – уточнение содержания образования в пределах госстандарта;
    •  

    • – уточнение регионального компонента содержания образования;
    •  

    • – разработка школьного компонента;
    •  

    • – разработка методологического блока;
    •  

    • – разработка культурологического блока.
  8. Разработка и совершенствование специфических методов обучения, прежде всего информальных; создание картотек ОЧД (обучения через деятельность).
  9.  

  10. Исследование возможностей детей ранних возрастов в различных сферах деятельности.
  11.  

  12. Исследование возможностей детского самоуправления, в том числе в группах старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Разработка системы детского соуправления и самоуправления.
  13.  

  14. Разработки (концептуальные и технологические) по организации как принципиально новых (этнографический центр, центр ранне-возрастного развития и др.), так и традиционных, но приобретающих в рамках данной педсистемы специфические особенности служб (методкабинет, библиотека и т. д.).
  15.  

  16. Разработка структуры Центра и схемы управления, в том числе координации учебного процесса; системы организации и оплаты труда педагогов.
  17.  

  18. Разработки в области гигиены, в том числе рекомендаций для педагогов.
  19.  

  20. Разработка методических материалов для педагогов (в рамках подготовки педагогических кадров новой формации), прежде всего в следующих областях:
    • – философия образования;
    •  

    • – общая антропотехника;
    •  

    • – психология и социальная психология;
    •  

    • – социальная работа;
    •  

    • – методология;
    •  

    • – культурология.
  21. Разработки в области педагогики, психологии и социальной психологии, в том числе:
    • – входное диагностирование ребёнка;
    •  

    • – педагогическое диагностирование, разработка психологически корректных методов контроля знаний и диагностики общего развития, рекомендаций по их применению;
    •  

    • – разработка методов педагогического, психологического и социального мониторинга, форм его документации, методических рекомендаций;
    •  

    • – разработка методов формирования и реформирования учебных групп, технологии внутришкольной миграции; разработка рекомендаций по психологическому и социально-психологическому мониторингу группы.

4. Предполагаемые условия проведения эксперимента

Проведение эксперимента предполагается на базе созданного в структуре социальной защиты населения экспериментального комплекса (Центра становления, развития и социальной реабилитации личности), при участии органов образования, выполняющих функции лицензирования учебной части комплекса, контроля за соблюдением государственных стандартов образования, информационно-методической поддержки образовательной части эксперимента.

В состав экспериментального комплекса входят:

  • научная лаборатория;
  •  

  • центр социальной и медико-психологической помощи со стационарным отделением (приютом);
  •  

  • центр ранневозрастного развития;
  •  

  • детский сад-ясли;
  •  

  • общеобразовательная средняя школа.

Специфика методики самоопределения диктует необходимость нестандартного, улучшенного, более разнообразного оборудования базы Центра.

Привлечение для проведения эксперимента специалистов, проживающих в других регионах, для работы на систематической основе требует создания буферного жилого фонда.


5. Определение характера и границ изменений     существующей практики

Эксперимент предполагает внесение следующих основных изменений в существующую практику образования, реабилитации личности и социальной работы.

  1. Реабилитация и социальная адаптация несовершеннолетних осуществляются в среде реального, но особым образом корректируемого социума. Данная технология предполагает, во-первых, наличие развитой структуры внешних, в том числе деловых связей; во-вторых, привлечение в учреждения педсистемы (и возможность обслуживания, а в необходимых случаях и содержания) детей, не нуждающихся в реабилитации, но формирующих среду.
  2.  

  3. Педагогическая система предполагает, во-первых, слияние в единый комплекс учреждений всех типов и ступеней для всех возрастов от 0 до 17 лет; во-вторых, создание единого педагогического совета — для осуществления сквозного мониторинга, организации оптимального взаимодействия всех частей комплекса и снижения уровня психологического дискомфорта при переходе с одной образовательной ступени на другую. При этом расширяется до 5 классов (с 5 до 10 лет) блок начальной школы.
  4.  

  5. В значительной степени меняется содержание образования, в котором появляются культурологический и методологический блоки. Школьный компонент разрабатывается для каждой учебной группы в соответствии с ее профилем и запросами учеников.
  6.  

  7. Основным методом обучения становится информальный (ОЧД), специфика которого требует деформализации, либерализации учебной обстановки, особой организации всей жизни детей в школе на основе педагогики сотрудничества и самоуправления с целью естественного инициирования учебного процесса
  8. снизу".

     

  9. Либерализация жизни и информализация учебного процесса предполагают отказ от регламентации порядка изучения учебного материала (оставляя неизменными лишь рамки годовой программы), а также диктуют широкую практику экстерна. Эти же обстоятельства детерминируют активное участие школьников в планировании учебного процесса.
  10.  

  11. Общая психологизация педсистемы диктует изменение методов контроля знаний, отказ от психологически травмирующих методов.
  12.  

  13. Задачи реабилитации и адаптации, становления и развития личности в целом определяют доминанту воспитания, что диктует необходимость наличия штата освобождённых классных руководителей. Классный руководитель (Мастер) становится центральной фигурой педагогической системы; соответственным образом меняется (повышается) его статус, круг полномочий (он становится как бы директором авторской школы-группы), что, в свою очередь, в корне меняет всю структуру управления школой, а также систему организации и оплаты труда педагогов. Практикуется метод психологической защиты педагогов в форме их ротации и предоставления им творческих отпусков.
  14.  

  15. Изменяется порядок приёма на работу педагогов как в части предъявляемых к ним требований, так и в части форм приёма: основными становятся контрактная и договорная.
  16.  

  17. Гуманизация педагогического процесса диктует установление нормативной численности группы в пределах 15—16 человек.

6. Предварительные расчёты по кадровому,     экономическому, материально-техническому и    научному обеспечению эксперимента

Кадровый состав экспериментального комплекса выглядит предположительно следующим образом.

Наименование должности
(профессии) работника
Кол-во штатных единиц Примечания
1. Административная часть    
Генеральный директор 1  
Заместитель генерального директора (по АХЧ) 1  
Главный бухгалтер 1  
Бухгалтер 1  
Кассир 1  
Референт 1  
Секретарь-машинистка 1  
Юрист 1  
Экономист 1  
Менеджер 1  
Инженер по электронным средствам коммуникаций 1  
Агроном-дендролог 1  
Зоотехник 1  
Механизатор аграрного сектора 1  
Сельскохозяйственный рабочий 1  
Рабочий по обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений и оборудования 2  
Электрик 1  
Заведующий складом 1  
Водитель автомобиля 1 на каждое транспортное средство
Механик гаража 1  
Рабочий по стирке и ремонту спецодежды 2  
Уборщик 1 в соответствии с санитарными нормами
Сторож 3 на каждый крупный блок или компактный комплекс малых блоков
     
2. Научная лаборатория    
Заведующий лабораторией — заместитель генерального директора Центра по научной работе 1  
Старший научный специалист 1  
Научный специалист, младший научный специалист (дидакт, психолог) 1  
Инженер-программист 1  
Старший техник по техническому
обслуживанию компьютера — оператор ЭВМ
1  
     
3. Центр медико-психологической помощи со стационарными отделениями для детей дошкольного и школьного возраста    
Заведующий центром — заместитель генерального директора Центра по социальной защите 1  
Врач-психоневролог 1  
Врач-нарколог 0,5  
Врач-гинеколог 0,5  
Фельдшер 1  
Сестра медицинская 2  
Дезинфектор 1  
Санитарка 2  
Педагог-психолог 1  
Учитель-дефектолог 1  
Специалист по социальной работе 1  
Социальный работник (патронирующий) 1 на 15 детей
Дежурный воспитатель 1 на 10–30 детей
Дежурный помощник воспитателя 1 на 10–30детей
Дежурный воспитатель дошкольного отделения 3 1 на группу
Инструктор по производственному обучению 1  
Социолог 1  
Инспектор по охране прав детей 1  
Уборщик   в соответствии с санитарными нормами
     
4. Детский сад-ясли    
Заведующий детским садом — заместитель генерального директора Центра по дошкольному воспитанию 1  
Заместитель заведующего (по АХЧ) 1  
Методист 0,5  
Воспитатель 2 на группу из 10–15 детей
Помощник воспитателя 1 на группу из 10–15 детей
Музыкальный руководитель 0,25 на группу из 10–15 детей
Сестра медицинская 1  
Повар 1 согласно действующим нормативам
Кухонный рабочий   согласно действующим нормативам
Прачка 1  
Кастелянша 1  
Уборщик   в соответствии с санитарными нормами
     
5. Центр ранневозрастного развития    
Заведующий центром РВР 1  
Педагог-психолог (патронирующий) 1 на 15 семей
Методист по обучению детей плаванию 1  
Сестра медицинская плавательного бассейна 1  
Методист по физическому воспитанию 0,25 на 15 детей
Методист по интеллектуальному развитию 0,25 на 15 детей
Музыкальный руководитель 0,25 на 15 детей
Уборщик   в соответствии с санитарными нормами
     
6. Общеобразовательная средняя школа    
Директор школы — заместитель генерального директора Центра по учебно-воспитательной работе 1  
Заместитель директора школы по воспитательной работе 1  
Заместитель директора школы по учебной работе 2  
Заместитель директора школы (по АХЧ) 1  
Секретарь-машинистка 1  
Классный руководитель (Мастер) 1 на 15 детей
Преподаватель учебных дисциплин   согласно действующим нормативам, из расчета средней численности учебной группы — 15 чел.
Руководитель кружка 1 на 7–15 детей
Координатор учебно-воспитательного процесса 1  
Инженер по ТСО 1  
Заведующий библиотекой 1  
Библиотекарь 1  
Лаборант библиотеки 1  
Лаборант   согласно действующим нормативам
Заведующий этнографическим центром 1  
Лаборант-смотритель этнографического центра 1  
Костюмер 1  
Врач-педиатр 1  
Врач-стоматолог 1  
Врач-дефектолог 1  
Врач-логопед 1  
Фельдшер 1  
Сестра медицинская 1  
Сестра медицинская плавательного бассейна 1  
Рабочий плавательного бассейна 1  
Повар   согласно действующим нормативам
Кухонный рабочий   согласно действующим нормативам
Буфетчица 1  
Уборщик   в соответствии с санитарными нормами


Функцию научного обеспечения эксперимента выполняет специально создаваемая научная лаборатория, осуществляющая основные исследования и разработки, формирующая банк существующей полезной информации, руководящая экспериментом в целом. По мере надобности лаборатория привлекает к работе необходимых специалистов со стороны. По завершении эксперимента лаборатория может быть ликвидирована как автономное подразделение, при этом её научные кадры становятся основой методического центра школы.

Материально-техническое обеспечение эксперимента рассчитывается на основе существующих нормативов обеспечения школьных дошкольных, внешкольных, научных учреждений, учреждений социальной защиты населения. Отличия состоят, в основном, в типах приобретаемого оборудования и принципах формирования его парка (вместо нескольких однотипных единиц приобретаются разнотипные), а также в том, что вместо готовых изделий в ряде случаев приобретаются инструменты и материалы в пределах нормативной общей суммы затрат.

Штаты Центра складываются из стандартным образом сформированных штатов научной лаборатории, центра социальной (медико-психологической) помощи, детского сада, а также штата центра ранневозрастного развития, в основе расчёта которых лежат соответствующие действующие нормативы. Штат школы включает в себя штат дома детского творчества, рассчитанный на приём всего детского контингента школы, причём оплата внешкольной части работы производится на основе реальной посещаемости занятий. Дополнительным является штат института классных руководителей. Оба этих момента отражают современные тенденции акцента на воспитательную работу и обеспечение занятости детей, организацию их свободного времени в течение всего дня.

Экономическое обеспечение производится за счет средств системы социальной защиты населения, которой из бюджета передаются средства на образование (а по возможности — и на досуговое обслуживание) детей, не нуждающихся в реабилитации.


7. Структура и функции органа управления    экспериментом

В течение всего периода эксперимента методические указания органов образования и социальной защиты носят рекомендательный характер.

Для руководства деятельностью экспериментальной площадки на демократической основе создается её совет, состоящий из авторов инициативы и лиц, участвующих в эксперименте. В своей деятельности совет руководствуется Положением о данной экспериментальной площадке и ее Уставом, создаваемыми на основе заключения экспертной комиссии, образованной для экспертизы предложенной инициативы, и временного Положения об экспериментальной педагогической площадке. Положение о площадке и её Устав утверждаются управлением социальной защиты населения и местными органами исполнительной власти.

Совет площадки подотчётен утвердившим его органам управления, которые производят ежегодную оценку работы совета на основе заключения экспертной комиссии.


Журнал «Частная школа»,
№2, 1997 г.

Откорректировано Н. Жуковой, 16.12.2008


Для печати   |     |   Обсудить на форуме

  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2000—20011.
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100