Фонарщик
Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Приложение 18

ШКОЛА САМОРАЗВИТИЯ:

некоторые вопросы школьной аксиоматики,

1. Нравственность не формулируется исчерпывающе. В значительно мере наши представления о ней интуитивны — это и есть совесть.

Аксиоматика описывает лишь некоторые своеобразные моменты наших представлений в этой области.

2. Мы не можем быть уверены, что являемся носителями истины; в частности, свою трактовку морали не считаем единственно правильной и приемлемой для всех. В силу этого мы искренне уважаем людей, живущих по иным принципам, и мирно сосуществуем с ними.

Следствие 1: то, что человек руководствуется отличными от наших нравственными нормами, само по себе не является основанием считать его плохим человеком. Для того, чтобы считать его самого или его действия безнравственными, необходимы фактические доказательства. Домыслы, интуиция в этом случае неприемлемы.

Следствие 2: безнравственность всегда вредна, но вред не всегда безнравственен. Хорошим человеком может быть и тот, кто пишет плохие стихи и рубит деревья.

Следствие 3: мирное сосуществование с окружающими предполагает принципиальный отказ от применения насилия, кроме случаев защиты от чужой агрессии на своей территории.

3. Мы не считаем авторитет силой, а попытку убедить — совершением насилия.

Следствие 1: это дает нам основания считать, что наша деятельность, основанная на ненасильственных методах, не является безнравственной, а тем более — преступной, поэтому нет никаких причин, чтобы ею не заниматься.

4. Для нас нравственность является главным свойством человека. Все остальные достоинства (талант, обаяние, интеллект, физические данные и пр.) принимаются в расчет лишь при этом условии.

5. Необходимые условия нравственности, критерии нашего понимания ее:

  • порядочность, как антитеза подлости;
  • искренность, как антитеза лжи и лицемерия;
  • бескорыстие, как антитеза стяжательству;
  • ответственность, как антитеза равнодушию и необязательности.

Следствие 1: противоречие между и необязательностью и великодушием решается в пользу обязательности.

Следствие 2: противоречие между искренностью и тактичностью в кругг приверженцев данной аксиоматики решается в пользу искренности.

6. Недостатки, присущие большинству окружающих нас людей, пока неизбежны, потому понятны и простительны; пренебрежение ими расценивается как гордыня и обществом не поощряется. Избавление от них — будущий результат длительного, в том числе и нашего труда.

Следствие 1: поскольку «сверхнормативное» добро (равно «сверхнормативное» зло) вызывает в обществе раздражение и противодействие, не следует безоглядно выставлять свои добродетели напоказ.

7. Граничные условия действия аксиоматики: принципами ее, а также многими другими необходимо пренебречь, если в конкретной ситуации следование им создает непосредственную угрозу жизни конкретного человека или способно нанести серьезный ущерб его здоровью.

Источник: рукопись из личного архива В.Ланцберга


Для печати   |     |   Обсудить на форуме

  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2000—20011.
Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100