СЛОВО О НООГЕНЕ
Основы приняты на июльском совете 2002 года.
Ред. от 2 мая 2004
I. КРАСНАЯ ИДЕЯ, или РАДИКАЛЬНЫЙ ГУМАНИЗМ
Весь трепет жизни всех веков и рас
Живёт в тебе... Всегда. Теперь. Сейчас.
Максимилиан Волошин.
Два эпохальных явления, разделённых тысячелетиями, знаменуют поворотные моменты развития человечества. Первое явление - это становление ЧЕЛОВЕКА КОЛЛЕКТИВНОГО, выделившегося из природы и начинающего осознавать свою инаковость по отношению к остальному миру. Второе - это выделение из общества ЧЕЛОВЕКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО.
Первое явление открыло новый этап в эволюции биосферы, становление совершенно нового вида материи, наделённого мыслью, обладающего видовыми особенностями и подчиняющегося правилам существования, несоблюдение которых было опасно как для отдельного человека, так и для коллектива людей в целом. Путём многочисленных проб и ошибок, в результате вымирания или, наоборот, процветания тех или иных коллективов сформировалась своеобразная "ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НИША", которая определялась не только набором условий природной среды, но и основными социальными и морально-психологическими устоями. Если различные человеческие коллективы и могли отличаться в некоторых второстепенных характеристиках (источниках питания, исполнении своеобразных ритуалов и т.п.), то основные компоненты этого набора, в том числе и принципы социальной организации, некоторое общее мировосприятие (отражённое в первобытном искусстве), этические нормы внутри коллективов, вероятно, были едины для всего человечества как вида.
Дело будущего - очертить основные грани человеческой экологической ниши, в которой выковывался, приобретая свой характерный облик и вырабатывая свои этические нормы, человеческий род. Дело будущего - понять, что из граней этого кристалла мы утеряли на продолжительном пути становления цивилизации. Не являются ли идеалы существования в ладу с самим собой, гармоничного сосуществования с коллективом себе подобных и природой, что рисует нам порой подсознание, гранями той экологической ниши?
Отношение к жизни у людей эпохи первобытного коммунизма должно было быть глубоко целесообразным и деятельным. На фоне мировоззренческих картин каменного века - поклонения Великой Матери-Земле, тотемизма, культа предков - это отношение позволяло, преодолевая суеверные страхи и реальные опасности, открывать те черты нашего существа, которые мы сейчас называем человечностью, долгом, интеллигентностью, то есть двигаться вперёд всё дальше и дальше от животного мира. Именно это восприятие жизни было главным механизмом в формировании человеческой экологической ниши. Человек, вписанный в ласковый и одновременно суровый, порой жестокий мир и видевший в нём свой естественный дом, не мог позволить себе смирение перед судьбой, иначе смерть всем, всему роду, по большому счету - всему человечеству, что собралось у очага. Не мог он позволить и "теорию элит" в рамках небольшой общины - не выживешь так. Только "один за всех и все за одного" - так люди шли вперёд.
Второе явление происходит, когда человек выделяется из общества и, осознавая всю дисгармоничность мира, полного противоречий, начинает искать выход из этой ситуации. Если в первобытную эпоху все тяготы жизни преодолевались коллективно, и человек, растворенный в обществе, ещё не знал особых противоречий в себе, дихотомии "хочу" и "надо", то теперь перед нами уже разрушенный мир первобытной гармонии, рефлексирующий и ищущий ответов. Но именно теперь человек, обладающий уникальной индивидуальностью, задающий вопрос "червь ли я, или право имею?", стал способен решать задачи нового уровня, которые не вставали перед первобытным коллективом.
Тут перед нами и производящая экономика, которая позволяет прокормить всё больше людей, и развитие наук и искусств, государственности и войны, рождение политической истории, имущественного неравенства, социального расслоения и эксплуатации, но главное - это исчезновение "человека коллективного". Все перечисленные новшества в зачаточной форме, вероятно, были и раньше, но цели и формы их всегда были просты, очевидны и потому в рамках отдельно взятого коллектива справедливы. Теперь же всё стало сложнее, менее очевидным и менее справедливым.
Заметим, что выделение индивида из общества было долгим и нелинейным, место утраченной "первобытной гармонии" занимала Традиция; полное обособление индивида, без осмысленного создания новых уз взамен утрачиваемых, происходит лишь в буржуазном обществе, о чём прекрасно писал Э. Фромм. В осмысленном создании новых уз состоит коммунистический проект.
Человек индивидуальный достиг немалого, именно он смог охватить мыслью всё человечество в целом, как и создать угрозу его уничтожения. Но справедливости и восстановления утраченного смысла жизни он так и не нашёл, их поиск и приводил к рождению всех основных мировоззренческих систем.
Человечество по-разному решало проблему страданий, наполняющих жизнь. Согласно представлению, выработанному ближневосточными религиями, страдания изначально не присущи жизни, но возникли в результате "первородного греха", совершённого первыми людьми. С другой стороны, буддистский взгляд представляет страдания органически присущими миру, но сам мир со всем его горем объявляет иллюзией, преодоление которой ведёт к прекращению страданий. (А ещё можно вообще ни о чём не думать, а только потреблять "хлеб и зрелища" - это тоже мировоззрение, возникшее позже других, в относительно благополучных условиях существования индивидов.)
Но среди дошедших до нас религиозных мировоззренческих систем была одна, сформировавшаяся к 8-му веку до н.э., совершенно уникальная своим отношением к жизни. Это - ЭЛЛИНСТВО, с его светлым "аполлоническим" мировосприятием. Эллинство воспринимает страдания естественно присущими миру, который, несмотря на это, прекрасен, а человек способен мужественно противостоять им и действовать вопреки судьбе ("hyper moira").
А в эпоху Александра в рамках эллинства, вопреки аристотелевскому делению на эллинов и "варваров", возникает представление о "гомонойе" - духовном равенстве всех людей.
Какие бы ограничения ни налагались на человека, нужды реальной жизни должны были брать своё (если, конечно, набор табу не был столь силён, что общество существовало, веками воспроизводя безысходность). Во всех традициях в народном сознании существовало под религиозной оболочкой глубоко здравое отношение к жизни, выраженное фразой "на бога надейся - а сам не плошай!" Временами оно выливалось в народные движения и восстания, призванные восстановить "данную богом", но утраченную "первобытную гармонию" ("Золотой Век").
Таким образом, уходящая корнями в первобытную эпоху, наиболее полно воплотившаяся в эллинстве, но существовавшая в народных верованиях во всех традициях приверженность человеку и этому миру (потому что другого нет) составила основу того мировосприятия, которое мы сегодня называем КРАСНОЙ (или РАДИКАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ) ИДЕЕЙ.
У неё две основы:
1. "Человеконадеяние". Рациональная, т.е. основанная на знании, жизненном опыте и здоровом морально-психологическом состоянии, вера в человека, в его доброе начало, в его Разум (не только интеллект). "Изначально в каждом человеке есть Солнце - только дайте ему светить".
2. "Живая жизнь". Восприятие мира как реальной действительности, как суммы пройденного, преодолённого, выстраданного и случившегося, как целостного потока, гармоничного и не-гармоничного, составляющее основу и радость бытия человека (см. эпиграф из Максимилиана Волошина).
В красной идее много от здорового детства, с его ощущением огромного чудесного мира вокруг, открытого как интересная книга, когда засыпаешь и просыпаешься с ожиданием необычайного. И не случайно её корни уходят в эпоху формирования человечества, т.е. в его детство.
В истории человечества сторонники этой идеи стремились воплотить её в жизнь одним из трёх путей.
Первый путь - путь одиночек - тружеников, мечтателей и мыслителей, строивших утопии и учения, вдохновлявшие на труд и борьбу за лучшее будущее.
Второй путь возникает из осознания невозможности реального изменения мира усилиями отдельных личностей. Это путь общественных движений за создание социально-экономических и политических условий для реализации красной (также получающей название социалистической или коммунистической) идеи. В ХХ веке он дал результаты, ощутимые на мировом уровне, со всеми великими достижениями "реального социализма" и со всеми "отягощениями злом". На этом уровне было (и остаётся) характерным представление о том, что создание коммунистических межчеловеческих отношений (не экономических, не организационных, а именно человеческих) является вторичным, достижимым почти "само собой" после утверждения внешних справедливых экономических и социальных условий.
Третий путь начинается, когда осознаётся недостаточность одной только общественной деятельности. На этом уровне люди стремятся не только влиять на общественные процессы, но и воплощать гуманистические ценности в себе, "культивируя" в союзах друзей и единомышленников новые человеческие качества и межчеловеческие отношения. Одним из идеологов такого социального творчества был Николай Гаврилович Чернышевский, описавший субкультуру новых людей в романе "Что делать?" Безусловно, в России в 60-е годы XIX века субкультура, неосознанно сформировавшаяся на базе красной идеи, была. После революционных преобразований начала XX века в СССР также начался эксперимент по воплощению новых, "красных" ценностей "снизу". Но в 30-е гг. он был частично подавлен, частично поглощён государством и так и не смог должным образом возродиться в последующие годы существования СССР.
Долгое время значимость субкультуры недооценивалась, она рассматривалась только как естественная основа для общественного движения (например, народники в России 60-х гг. XIX века или коммунары в СССР периода "оттепели"), но с исчезновением благоприятных условий для движения затухала, т.к. люди не знали, как хранить и передавать идеалы вне активной общественной деятельности. На смену стихийному - а потому спорадическому - должно прийти сознательное формирование гуманистической (коммунистической) субкультуры. Это - необходимое условие для гуманистического (коммунистического) переустройства общества.
В 40-е гг. XX века в рамках Советской цивилизации возникло учение о ноосфере. Это понятие связано, прежде всего, с именем великого русского учёного В.И. Вернадского. Обобщая человеческую историю как продолжение эволюции биосферы, он сделал вывод о том, что человечество, развиваясь, превращается в новую мощную геологическую силу, мыслью и трудом преобразующую лик планеты. Соответственно, оно в целях своего сохранения должно будет взять на себя ответственность за развитие всей биосферы, частью которой оно является, а это потребует определённой социальной организации и новой - экологической и одновременно гуманистической - этики. Это новое состояние биосферы как единства "природы" и "культуры" В.И. Вернадский назвал ноосферой (переосмыслив это понятие, существовавшее ранее).
Таким образом, к середине ХХ века был подготовлен синтез коммунистического и ноосферного учений на основе научного знания, что стало особенно очевидно после советского прорыва в космос. Советская культура, в значительной мере зависимая от официальной идеологии, не смогла осознать этот синтез, и это стало одним из пределов её развития в НООСФЕРНО-КОММУНИСТИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ. Тем более не могли разглядеть этот синтез ни либеральный Запад, ни традиционный Восток. Становится очевидным, что дальнейшее теоретическое развитие красной идеи может происходить только на основе научного знания, а не философских догм.
Ещё одну грань красной идеи высветил немецко-американский социальный психолог Эрих Фромм, выдающаяся заслуга которого - в новой постановке вопроса о необходимости выработки радикально-гуманистической этики на основе рационального, научного знания. После II Мировой войны, когда, казалось, гуманизм Возрождения и рационализм Просвещения были окончательно разбиты варварством ХХ века, он заявил, что недостатки старых гуманизма и рационализма - лишь в их ограниченности, но не в основе. "Гуманистическая этика, для которой "хорошее" синоним хорошего для человека, а "плохое" синоним плохого для человека, предполагает, что чтобы знать, что хорошо для человека, мы должны знать его природу, - говорит Фромм в книге "Человек для себя". - Гуманистическая этика - это прикладная наука "искусства жить", основанная на теоретической "науке о человеке". Здесь, как и в других искусствах, совершенство ("добродетель") пропорционально знанию науки о человеке, а также умению и опыту". (Сравните у Ивана Ефремова в "Часе Быка": "Эрф Ром писал, что наука будущего должна стать не верой, а моралью общества, иначе она не заменит полностью религии и останется пустота".)
Русский советский учёный-энциклопедист, писатель и мыслитель Иван Антонович Ефремов развивал те же идеи, а также аналогично поставил вопрос об эстетике, основанной на научном знании, и сформулировал её основы. Красота, согласно Ефремову, - это показатель здоровья и наиболее гармоничного разрешения внутренних противоречий.
И.А. Ефремовым создано уникальное мировоззрение, соединившее:
Ефремов писал, что ноосферу формирует не только научная мысль человечества, но и мечты, художественные образы, идеалы, которые определяют человеческую деятельность и через неё - облик планеты. Поэтому созданное им мировоззрение, являющееся сегодня концентратом красной идеи, мы называем НООСФЕРНО-КОММУНИСТИЧЕСКИМ (НК-мировоззрением), которое исповедуем, развиваем и реализуем в рамках "Третьего пути". Как именно - об этом далее.
ЛИТЕРАТУРА:
В.В.Вересаев. Живая Жизнь. Апполон и Дионис | Прекрасная книга одного из переводчиков Илиады на русский язык об эллинском мировосприятии. |
Н.Г. Чернышевский. Что делать? | Образец субкультуры "новых людей". |
В.И. Вернадский. Научная мысль как планетное явление.
В.И. Вернадский. Несколько слов о ноосфере. |
Изложено учение В.И.Вернадского о переходе биосферы в ноосферу и об определяющей роли в этом научного знания. |
Э. Фромм. Человек для себя. | Работа посвящена рациональной гуманистической этике. |
Э. Фромм. Бегство от свободы. | Диалектика становления "человека индивидуального". |
И.А. Ефремов. Туманность Андромеды. И.А. Ефремов. Сердце Змеи. И.А. Ефремов. Лезвие бритвы. И.А. Ефремов. Час Быка. И.А. Ефремов. Таис Афинская. |
Человек - Земля - Вселенная |
II. НООСФЕРНО-КОММУНИСТИЧЕСКАЯ СУБКУЛЬТУРА, или НООГЕН
"...Надо быть друзьями, надо всегда чувствовать вокруг себя дружеское участие, уверенность в помощи, ежедневную духовную связь, общение, деловую поддержку... Тогда появляется большая внутренняя сила, смелость, сознание своего единства с хорошими людьми. И думается, почему бы людям не создавать дружеских союзов взаимопомощи, верных, стойких и добрых? Вроде древнего рыцарства, что ли, не знаю, как уж назвать. Насколько стало бы легче жить. А дряни, мелким и крупным фашистикам, отравляющим жизнь, пришлось бы плохо".
"Лезвие бритвы".
"Если уж находиться в инферно, сознавая его и невозможность выхода для отдельного человека из-за длительности процесса, то это имеет смысл лишь для того, чтобы помогать его уничтожению, следовательно, помогать другим, делая добро, создавая прекрасное, распространяя знание. Иначе какой же смысл в жизни?"
"- ...Нам никогда не сдвинуться с места, не достичь объединения, чтобы противостоять активной разлагающей мощи подкупа, демагогии и веры в фетиши.
- А вы помните, что мощь эта на самом низком уровне, на дне общественной постройки. Подняться над этим уровнем - значит одолеть её и помогать другим".
"...Это давняя методика всех подлинных революций. Приспеет время, и пирамида рухнет, но только когда внизу накопятся силы, способные на организацию иного общества".
"Час Быка".
Ноогеном мы называем ноосферно-коммунистическую субкультуру. Нооген строится как сеть групп (союзов) друзей и единомышленников, организованных подобно нашей группе (см. "Орден"), либо готовых предложить лучший способ самоорганизации; вопросы улучшения совместно обсуждаются и вырабатывается согласная точка зрения. Субкультура также включает людей ноосферно-коммунистического мировоззрения, в данное время объективно не входящих ни в одну из групп Ноогена.
Культивируя в современном мире очаги новой жизни, мы не стали сторонниками создания изолированных поселений, типа коммун Фурье, по принципиальным соображениям.
Во-первых, поселения-коммуны ориентированы на изоляцию в той или иной степени, то есть всё для своих: свои дошкольные учреждения, свои школы... - а вокруг мир. Наш путь - это жизнь "в миру", наши дети учатся в одних школах с детьми других родителей, они видят несправедливость с детства, учатся любви и переживанию за людей здесь и теперь. В этом принцип.
Во-вторых, поселения-коммуны базируются на догме - жёстко заданном уставе сообщества. Мы же исходим из идеи, что черты будущего надо открывать в совместном поиске, на базе научного знания, и уже на этой основе, если необходимо, строить уставные нормы. Поселения, поглощённые хозяйственными нуждами, не могут позволить себе "роскошь" коллективного научного поиска - либо они должны делиться на тружеников и "научную элиту", либо развитие заканчивается.
Мы испытываем симпатию к поселениям-коммунам, но считаем эту форму малопригодной для Красной идеи на современном уровне развития мира. Поэтому наша форма реализации - это союзы людей, живущих в мире здесь-и-теперь, разделяющие все тяготы и зло Эры Разобщенного Мира.
III. ОРДЕН
"Мы являемся объединением людей на основе дружбы и философии Ефремова".
"Слово об Ордене"-2, март 1989 г.
Наш союз друзей и единомышленников возник в 1985 году в столице АзССР - городе Баку. Созданный обычными советскими девятиклассниками, он был назван "Орден". Это исторически сложившееся, условное, но дорогое нам название мы сохраняем внутри своего сообщества.
С самого начала идеи коммунизма, соборности, ноосферы, гуманизма были путеводными нитями в наших поисках. Целью нашего союза стало воспитание из себя людей коммунистического мира и создание коммунистических межличностных отношений в духе идей И.А.Ефремова (но мы не считаем себя учениками И.А.Е., он и сам не любил этого). Позже, по мере вырастания из юношеского максимализма, пришло понимание того, что было названо "ПРИНЦИПОМ СТОПРОЦЕНТНОГО СТРЕМЛЕНИЯ": невозможно в некоммунистическом мире - с его экономикой и психологией, неся в себе не только на культурном, но и на генетическом (биологическом) уровне наследие тысячелетий некоммунистической истории, - быть на 100% людьми коммунистического будущего, но можно и нужно стремиться к этому на все 100%. С этой поправкой всё остаётся в силе. Так, для нас совершенно неприемлема ситуация, когда человек говорит или пишет о коммунизме, оставаясь в быту мещанином, приверженцем дремучего патриархата или крайним индивидуалистом и т.п.
Как уже было сказано, мы не мыслим себя замкнутым сообществом - коммуной-поселением; мы живем "в мире", работаем в музеях и институтах, мастерских, лабораториях и экспедициях, ходим вместе с вами по улицам и ездим в транспорте, сохраняя свою духовную общность. Наша жизнь - это когда каждая твоя картина, мысль или статья, археологическая разведка или разговор с человеком на улице становится общим делом, без этого все бессмысленно. Когда наши дети видят не только заботливых родителей, а сообщество таких людей, где дочь или сын моего друга - мои дочь или сын, когда жена моего друга или муж моей подруги - мой друг, когда любимый человек - первый соратник.
Важной составляющей нашего орденского братства стал принцип СОБОРНОСТИ, прихода к единой согласной точке зрения без компромиссов или подавления одних точек зрения другими.
Для собирания человека и мира коммунистического будущего мы структурировали свою жизнь и работу следующим образом.
ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ
Внутренняя жизнь Ордена - это культивирование необходимой АТМОСФЕРЫ МЕЖЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ, когда "друг за друга в ответе" (по де Сент-Экзюпери). Эта атмосфера складывается из общего мировоззрения и уз дружбы. Узы могут быть как актуальными, так и - при расширении Субкультуры - потенциальными, существующими между незнакомыми друг с другом людьми одной духовной общности (Ноогена). По нашим представлениям, именно такими будут межчеловеческие отношения в коммунистическом обществе.
ВНУТРЕННЯЯ РАБОТА
1. Практическая сторона. Включает гармоничное развитие в трёх направлениях (насколько это возможно сегодня):
1). Физическом - здоровый образ жизни, занятия физкультурой.
2). Знательном - стараемся расширять свой кругозор; работая в разных областях, делимся друг с другом познаниями, новостями науки.
3). Эмоциональном - делимся впечатлениями от прочитанных книг, увиденных фильмов, картин и др. Каждого нового человека мы стараемся "впустить в себя" эмоционально, прочитать книги и посмотреть фильмы, которые сформировали его и познакомить его с нашим эмоциональным багажом.
Это стремление к завершённости, соответствующее эллинскому классическому идеалу человека, наполняет жизнь радостью и придаёт силы для борьбы. В будущем люди, проникшие в глубины океана и в глубины космоса, будут соответствовать этому идеалу. Иначе невозможно, поскольку умственное развитие без эмоционального создаёт "интеллектуальных чудовищ", способных на любое изуверство ради "удовлетворения научного интереса"; а крепкая, здоровая психика, которая должна справляться с большими эмоциональными нагрузками, невозможна без физической крепости и выносливости: хилое тело, подвергшись нервному напряжению, даёт шизоидный комплекс.
2. Теоретическая сторона. Цель теоретической работы - давать ответы на теоретические проблемы ноосферного коммунизма. В теоретической работе можно выделить три направления поиска:
1). В области наук о природе, человеке и обществе.
2). В области религиозно-философской мысли человечества, обосновывавшей этические воззрения.
3). В области художественного творчества человечества, дававшего эстетические образцы.
Перед нами три основные формы познания человеком мира, три языка, мало связанных между собой - научный, религиозно-философский и художественный. Для каждого из них необходимо выработать свой подход, свое умение. Получить ответ о мире и своём месте в нём на этих трёх уровнях - очевиднейшая задача для молодого мировоззрения.
ВНЕШНЯЯ РАБОТА
Внешняя работа - это пропаганда идей, осуществляемая каждым из нас по отдельности и всеми вместе там и тогда, где и когда это оказывается целесообразным.
Внешнюю работу не следует путать с "продукцией" людей Ордена - проявлением в жизни тех человеческих качеств, которые вырабатываются в Ордене. "Продукция" - это активная жизненная позиция, общественно нужный добросовестный труд, написание картин или книг и статей, борьба на баррикадах и мн. др. Например, когда двое берутся за бревно, один из них почему-то всегда оказывается у толстого конца... Это наши. Они также болеют порой, хандрят, эгоизм прорывается, а иногда слабость и посерьёзнее. Но принцип стопроцентного стремления в любой ситуации берёт верх. Но "продукция" - это не работа Ордена как "организации", это естественное проявление культивируемых Орденом человеческих качеств.
МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ШКОЛА)
Морально-психологическая подготовка нацелена на развитие в нас трёх базовых морально-психологических качеств, которыми, как это можно утверждать сегодня, в полной мере должны быть наделены люди ноосферно-коммунистического будущего.
Первое - стать самостоятельно мыслящей личностью, отслеживающей причины своих поступков и слов и умеющей отвечать за них.
Второе - полностью осознать свою социальность, научиться коллективно мыслить, преодолеть в себе индивидуализм (не нивелировать индивидуальность, а именно преодолеть индивидуализм).
Третье - состояние "неспокойной души", - в нынешнем неустроенном мире связанное с пониманием, что люди живут не так, что так, как они живут, они жить не должны, что "в каждом ребёнке убит Моцарт". Это ощущение боли за людей, когда нельзя забывать про "миллиарды ясных детских глаз, смотрящих в мир, [ещё] не ведая о наполняющем его зле и горе", о бессмысленном существовании - не столь важно, в нищете или в сытости потребительства.
Компоненты морально-психологической подготовки:
I. Принятие правил взаимодействия "меня, такого, какой я есть, с людьми такими, какие они есть":
1. Признание свободы человека вообще. Изначально каждый свободен поступать, как ему заблагорассудится (но при этом принимать как должное последствия своих поступков, противодействие им со стороны других также свободных личностей, общественных и государственных структур, не обижаться и не возмущаться). Поступать "по совести" - результат добровольного, осознанного выбора человека.
2. Признание возможности собственной неправоты.
3. Умение ставить себя на место другого. Чтобы "изнутри" понять его - "не такого как я".
4. Не судить человека (т.е. окончательно не ставить на нём крест), но разбирать и критиковать. Потому что в каждом человеке есть Солнце. "...Могу ли я уважать человека, если он глуп, злобен, достоин презрения? Конечно, если он обладает этими качествами, то невозможно, чтобы его подлость, тупоумие, грубость вызывали моё уважение, они мне противны и отвратительны; я приму против них, в случае надобности, самые энергичные меры, и даже убью этого человека, если у меня не останется других средств защитить мою жизнь, моё право или то, что мне дорого и мною уважаемо. Но во время самой решительной, ожесточённой и в случае необходимости смертельной борьбы с ним я должен уважать в нём его человеческую природу" (М.А. Бакунин).
II. Освоение навыков многоуровневого самоанализа (рефлексии) и знаний основных темпераментов и социо-психологических типов. Это позволяет четко понимать себя, подспудную мотивацию своих действий, эмоций, слов, свои механизмы и отождествлённости - и учиться контролировать их, т.е. быть им "хозяином".
III. Атмосфера открытости в событиях, затрагивающих общее дело, что означает: (1) свободный доступ информации себе о себе; (2) свободный доступ информации себе обо всех; (3) свободный ход информации о себе - всем; (4) свободный ход всей информации всем, и все эти четыре пункта при двух условиях: (1) за исключением информации, которая может в данный момент нанести вред человеку; (2) за исключением интимных и очень личных, но несущественных моментов.
И НИКАКИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНОВ И ПРИСВОЕНИЯ "КВАЛИФИКАЦИИ"!
Есть только один критерий, которым руководствуется и сам человек, и его друзья, - практика поведения. Когда всем просто становится очевидным, что это друг, "наш человек", что с ним легко, можно положиться - и уже давно можно, уже привыкли, что "тянет" на все 100.
Но самое главное, что нас объединяет - это ОРДЕНСКАЯ АТМОСФЕРА, без которой всё превращается в очередную "общественную организацию". Это та атмосфера, которая объединяет экипаж "Тёмного Пламени" в романе "Час Быка" и которую выразил Антуан де Сент-Экзюпери, когда написал: "Мир стал пустыней, и все мы жаждем найти в ней товарищей..." Атмосфера - это искренность и разделённость, когда нет такого отношения, как "твоя проблема" - "моя проблема", когда каждая проблема общая. Культивирование атмосферы - это главное в том, что делает Орден. Без неё ВСЁ, СКАЗАННОЕ ВЫШЕ - ЕРУНДА. :)
***
ПИШЕМ С ЖЕЛАНИЕМ НАЙТИ В ВАС ОТКЛИК, ПОНИМАНИЕ И, ВОЗМОЖНО, НОВЫХ СОРАТНИКОВ И ДРУЗЕЙ. СЛИШКОМ МНОГО ОБЩИХ ДЕЛ В НАШЕМ МИРЕ, ЧТОБЫ БЫТЬ РАЗРОЗНЕННЫМИ.
Хайре! - Радуйтесь!